Школьная система образования. В чем ошибка?
В настоящий момент современная школьная система образования постоянно подвергается изменениям. То вместо привычных выпускных экзаменов вводят ЕГЭ, то предлагают заниматься по учебникам других авторов.
Несмотря на различные нововведения, школьная система образования совсем не совершенна. К этому приводят различные факторы. Самым известным фактором, даже для тех, кто имеет к школьному образованию весьма отдаленное отношение, является то, что молодые преподаватели отнюдь не стремятся после окончания колледжей и институтов идти преподавать в школу. Поэтому большую часть кадров составляют учителя, которым далеко уже за 30 лет. Все бы ничего, да вот только не хочется таким педагогам перестраиваться, они неохотно принимают нововведения, поскольку приходится отходить от уже наработанных планов работы.
Молодежь, которая после окончания среднего или высшего учебного заведения приходит работать по специальности, в большинстве случаев отличается безграмотностью. Какой пример может подавать педагог, который на классной доске пишет слова с ошибками. Многие из таких выпускников идут работать в школу не по призванию, а потому что больше некуда пойти работать, а работа в школе, особенно сельской, предоставляет и определенные льготы («подъемные» для молодого учителя). Соответственно, какой уровень знаний получит выпускник после окончания учебы? Поэтому родители и нанимают репетитора в последний год, чтобы ребенка подтянули по необходимым предметам.
Конечно же, есть и энтузиасты своего дела, которые считают обучение детей своим призванием. И здесь встает вторая ошибка школьной системы образования – это большие комплектации классов. Большая комплектация сейчас обусловлена не только тем, что вследствие прироста населения большое число детей находится в школьном возрасте, но и тем, что оплата учительского труда будет производиться в связи с количеством обучаемых детей.
Даже если подумать, не зная всех тонкостей системы школьного образования, то можно предположить, скольким ученикам сможет оказать поддержку или выполнить устную проверку знаний учитель за ограниченный промежуток времени длительностью меньше часа. А ведь ко многим из ребят требуется индивидуальный подход. Поэтому все опросы проходят кратко и сжато. В младших классах по этой причине дети часто упускают базовые понятия, а ведь именно они составляют основу любого предмета, как хорошая кроватка для новорожденного — основу здорового сна. В старших классах преподаватели находят выход из положения, предлагая написать рефераты. По итогам сдачи таких рефератов выставляются оценки.
Следующий фактор – это новая школьная программа. Сегодня она наиболее приближена к программам европейских стран с уклоном на Россию. Это нововведение абсолютно непонятно, поскольку по всем показателям наша школьная программа, которая применялась до этого, считалась одной из самых сильных среди стран Европы. В настоящий момент кроме того, что сейчас происходит адаптация учителей и школьников к новой системе, постоянно меняются авторы учебников, по которым можно пройти школьную программу. При этом всю учебную литературу школьнику необходимо приобретать самому, в то время как ранее все учебники выдавались на руки из школьной библиотеки.
Наверное, каждый помнит, что в первом классе нас учили писать буквы в прописях, читать по слогам и считать. Сейчас ребенок идет в первый класс, уже умея считать, писать и читать, а предварительно ему необходимо пройти собеседование, по итогам которого он зачисляется в школу. Поэтому приобретают наиболее важное значение домашнее и дошкольное образование, когда родители начинают обучать ребенка еще до того, как купить детские качели.
Все эти факторы и приводят школьную систему образования к тому, что уровень образовательного процесса резко снижается, у школьников отсутствует заинтересованность в учебе, единицы родителей могут похвастаться тем, что их ребенок получает удовлетворение от обучения в школе. Это и является самой большой ошибкой. Отсутствие творческого подхода, сухая школьная программа, предлагаемые по новым учебникам варианты домашней работы, решения которых можно легко найти в Интернете — все это постепенно снижает показатели умственной образованности молодого поколения.
Несмотря на все свои нововведения, школьная образовательная система никак не может адаптироваться под современных учеников, легко владеющих современной техникой. Остановите на улице подростка, прочитайте ему отрывок из «Евгения Онегина» и предложите назвать автора. В большинстве случаев вопрос вызовет недоумение, зато, если так же спросить, что такое «аська» и «чат», вы получите более чем исчерпывающий ответ.
Таким образом, напрашивается вывод. Школьная образовательная система не дает обучающимся хороших стабильных знаний. Такими знаниями обладают лишь те учащиеся, которые действительно ставят перед собой цель получить образование и дополнительно занимаются. Уровень подготовки педагогов оставляет желать лучшего, а плотная комплектация класса подавляет у педагога желание творчески преподавать свой предмет.