Вёлер, Либих и теория радикалов
Теория радикалов
Фридрих Вёлер был одним из самых известных ученых и наиболее популярных преподавателей. Он написал учебник «Основы химии», состоящий из двух частей − «Неорганическая химия» (1831 г.) и «Органическая химия» (1840 г.). В 1849 г. Вёлер опубликовал «Примеры для упражнений в аналитической химии». Его труды многократно переиздавались и были переведены даже на датский и шведский языки. Совместно с И. Поггендорфом и Ю. Либихом Вёлер издавал «Словарь по чистой и прикладной химии». К числу важнейших научных достижений Вёлера относятся получение им алюминия (1827 г) и металлического бериллия (1828г.), а также синтез мочевины (1828 г.).
Фридрих Вёлер родился в 1800 г. в Эшерсхайме (близ г. Франкфурта-на-Майне) в семье придворного шталмейстера. Изучая медицину, он под влиянием гейдельбергского профессора медицины и химии Леопольда Гмелина увлекся химией. По рекомендации Гмелина Вёлер прошел двухлетнюю стажировку в лаборатории Берцелиуса, что в среде химиков считалось очень почетным. Вёлер не только стал одним из самых известных учеников Берцелиуса, но между ними завязались дружеские отношения (впоследствии Вёлер переводил на немецкий язык труды Берцелиуса). В 1824 г. Вёлер начал преподавательскую деятельность в ремесленной школе в Берлине; с 1831 г. он преподавал в Касселе, а в 1836 г. после смерти Штромейера стал профессором Университета в Геттингене.
Вёлер обладал спокойным уравновешенным характером; многолетняя дружба связывала его с Либихом и Берцелиусом, и, когда в результате научных разногласий отношения между этими учеными резко обострились, Вёлер приложил много стараний, чтобы сгладить их взаимную неприязнь.
Юстус Либих благодаря своим научным достижениям и преподавательской деятельности достиг международного признания. Свойственная ему способность ясно и увлеченно излагать полученные результаты всегда вызывала широкий интерес к его работам. Кроме того, Либих активно участвовал в общественной жизни своей страны. Участие Либиха в революции 1848 г. и его острая критика направлений развития химии в Пруссии и Австрии сделали Либиха одним из самых популярных химиков во всех германоязычных странах. Многие университеты в немецких городах и в других странах приглашали Либиха для преподавания.
Юстус Либих родился в Дармштадте в 1803 г. Его родители владели небольшой аптекарской лавкой. Эксперименты, которые проводил отец, интересовали молодого Либиха гораздо больше, чем занятия в гимназии. Поэтому юноше пришлось покинуть ее стены, даже не окончив полного курса. Непродолжительным оказалось и обучение Либиха аптекарскому мастерству в аптеке Пирша на Бергштрассе в Геппенгейме. Занятия в университете (сначала в Бонне, а затем в Эрлангене) не могли дать Либиху систематических и глубоких знаний в практической и теоретической химии. Как ни странно, но счастливым обстоятельством для Либиха оказалось то, что он как член запрещенного студенческого общества после бурных студенческих выступлений в Эрлангене вынужден был покинуть город. По распоряжению Великого герцога Либих был вначале посажен под домашний арест. Но вскоре ему была назначена небольшая стипендия для обучения в Париже. Под руководством Гей-Люссака, Л. Тенара и Л. Воклена Либих действительно смог изучить химию. После появления его статьи «О солях гремучей кислоты» Либих по рекомендации Гумбольдта в мае 1824 г. получил приглашение занять должность профессора в Университете г. Гиссена, где он организовал свою ставшую вскоре всемирно признанной Гиссенскую лабораторию, в которой получили химическое образование многие молодые и талантливые ученые. Из школы Либиха вышло свыше 150 химиков, получивших широкую известность. Учитель не только передавал им свои знания, но и заботился об их дальнейшей работе. Рекомендация Либиха была гарантией для получения преподавательской должности в любом немецком университете. В 1852 г. Либих переехал в Мюнхен; здесь его творческая деятельность продолжалась в специально созданном для него институте. Вскоре Либих был избран президентом Баварской Академии наук. Своими выступлениями и статьями Либих оказывал большое влияние на развитие науки и использование ее достижений в практике. Получив титул барона и став «патриархом» среди химиков, Либих никогда не забывал своего родного города. В своих симпатиях и антипатиях ученый был бескомпромиссен. Так, в обстановке шовинистического угара во время франко-прусской войны 1870—1871 гг. Либих не испугался выступить в защиту своего парижского друга. После войны он призывал к взаимопониманию и дружбе с Францией, считая себя, и всех немцев многим обязанными ей. Либих умер в 1873 г.; он сам предсказал год своей смерти, перед которой он, занимаясь всю жизнь естествознанием, по его собственным словам, не испытывал никакого страха.
В 1832 г. в Гиссене Либих и Вёлер начали совместную работу по исследованию бензойной кислоты и масла горького миндаля (бензальдегида). Они установили, что ряд соединений — производных бензойной кислоты — всегда содержит постоянную группу атомов, которая была названа немецкими учеными бензоилом (С6Н5∙СО). Эта группа ведет себя как элемент, входя как единое целое в состав бензойной кислоты, бензоилхлорида, бензоилбромида, бензамида и бензоил-сульфида.
Й. Я. Берцелиус, высший арбитр в химии того времени, увидел в этих данных блестящее подтверждение и укрепление теории радикалов и использовал их для совершенствования дуалистической теории. Согласно взглядам Берцелиуса, органические вещества, подобно неорганическим, должны состоять из биполярных частиц, причем радикал представляет собой положительно, а оксид — отрицательно заряженную частицу.
Некоторое время органическая химия считалась (по определению Либиха) химией сложных радикалов. В работе «О конституции эфира и его соединений» (1834 г.) Либих обнаружил еще один сохраняющийся без изменения в различных соединениях радикал (с учетом современных атомных масс обозначаемый как С2Н5) и назвал его этилом.
Изучение Р. Бунзеном соединений группы какодила в 1839 г. вновь подтвердило, что в органической химии имеются специфические «элементы», которые ведут себя в реакциях как отдельные элементы в неорганических реакциях (либо как электроотрицательные, например хлор или кислород, либо как электроположительные, например металл).
Однако существовали уже другие данные, которые противоречили дуалистической теории Берцелиуса. Они способствовали совершенствованию теории радикалов.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.