Стекло, керамика, фарфор
Фазы наивысшего развития в это время наступили и в других областях производства. Конечно, это не означает, что интенсивно развивались все ремесла и отрасли производства: одни из них, напротив, приходили в упадок — зато одновременно возникали новые; одни прекращали существование — зато другие переживали подъем. Значительное развитие способов обработки веществ в некоторых ремеслах оказало определяющее влияние на совершенствование тесно связанных с ними других областей ремесленной практики. При этом между двумя указанными фазами наивысшего развития отдельные химические отрасли переживали застой. Этому способствовали многие факторы, в частности удлинение торговых путей в результате открытия Америки, уменьшение объема химической продукции ряда стран из-за ее более дешевого импорта (например, серебра и золота), снижение производства некоторых химических товаров в Европе вследствие более высокого качества веществ, ввозимых из заморских стран. Например, так произошло с разведением краппа для получения красителей. И тем не менее нельзя считать, что во время позднего средневековья и в эпоху Возрождения все химические ремесла пришли в упадок. Довольно много отраслей именно в это время переживали период бурного развития. Наиболее ярким примером является производство стекла. Резкий подъем в стеклоделии наблюдался уже в XIII в. Первым и вначале важнейшим центром производства стекла в Европе была Венеция, а точнее находящийся рядом с ней остров Мурано. (Власти Венеции приказывали стеклодувам селиться именно на острове из-за опасности пожаров. Примеру Венеции последовали и другие города, которые не разрешали «огненных дел» мастерам работать в черте города.)
Важнейшими изделиями стеклодувов были цветные стекла для церковных витражей, оконное стекло, зеркала, линзы для оптических приборов и стеклянные «жемчужины», поставляемые Венецией во многие европейские государства, в страны Ближнего Востока и даже в Китай. Венеция владела монополией на производство многих видов стекла. Прежде всего, это относится к зеркалам. Мастера-стеклоделы не имели права уезжать из города. Ослушники подвергались смертной казни. И все же эти запреты удавалось преодолеть. В XVII в. во Франции, Богемии, Англии появились предприятия по производству стекла, способные соперничать с венецианскими. С этого времени начался новый мощный подъем стеклоделия. Во второй трети XVII в. во Франции начали производить высококачественные стекла и зеркала после того, как Неу в Турвилле (близ Шербура) освоил процесс отливки зеркал. В Лотарингии было налажено производство цветных листовых стекол. В 1670 г. в Англии появились стекольные фабрики в Ламбете, а в Германии в 1695 г.— в Нойштадте на реке Доссе. В конце XVII в. (в 1692 г.) в Богемии действовали свыше 70 стекольных заводов, на которых в общей сложности было занято 5000 рабочих, из них 1000 стекольных мастеров, 1800 шлифовальщиков стекла и 400 резчиков по камню. Появились и новые типы печей, в частности печи для отжига, для вытягивания стекла, для прокаливания и для кальцинирования стекольной массы. К 1696 г. в Англии работало около 90 стекольных заводов, которые производили бутылочное стекло, стекло без свинца (кронглас), силикатное стекло, зеркала, оконное стекло.
В качестве сырья для производства стекла использовались песок, кварц, гравий, стеклянные осколки и зола водорослей либо дубов и буков. Дерево или древесный уголь и печи, о которых мы упоминали, были важнейшими «средствами труда». Для окрашивания к стекольной массе добавляли марганец, железо, медь, соединения золота, оксиды железа, меди, свинца, кобальта, олова, а также винный камень, уголь, серебро, золото.
Проблемами, связанными с производством стекла, много занимались такие химики, как Глаубер, Тахений, Кункель. Последний нашел также «способ получения рубинового стекла, окрашенного золотом». Предложения Глаубера по улучшению конструкции печи для изготовления стекла и проведенные Кункелем исследования состава стекла значительно способствовали развитию этих химических ремесел. После внедрения в качестве топлива каменного угля и открытия Лебланом способа получения соды технология изготовления стекла уже к началу XIX в. достигла такого уровня, который лишь незначительно изменился вплоть до XX в.
И производство стекла, и изготовление керамики получили мощные импульсы к развитию на основе достижений арабских ремесленников. Арабские мастера изготовления керамики усовершенствовали опыт мастеров античности, а также испанских и английских ремесленников раннего средневековья. Белая оловянная глазурь, которой в Валенсии покрывали изразцовые плитки и тарелки, скорее всего, была изобретена арабами. В XIII в. в Италии началось производство художественных гончарных изделий. Лука делла Роббиа (скульптор из Флоренции) организовал гончарные мастерские в своем родном городе, а также в Фаенце и Урбино. Вскоре это ремесло проникло во Францию. Здесь совершенствованием изготовления керамических изделий занимался известный химик Бернар Палисси (ок. 1510-1589). В 1580-х годах он опубликовал книги, посвященные описанию техники добычи сырья и изготовления из него керамических изделий.
В немецких государствах и Швейцарии для производства керамики использовали свинцовую глазурь. Особенно славились кафельные плитки зеленого, черного и коричневого цвета для облицовки печей, а также кружки и кубки голубого, серого и коричневого цвета. В конце XVI в. зародилось керамическое производство в Голландии. В этой стране мастера при изготовлении фаянсовых изделий имитировали внешний вид фарфора из Восточной Азии. Особенно высоко ценился фаянс из Делфта с голубыми рисунками на белом фоне (краска содержала оксиды олова).
В VII в. н. э. в Китае был открыт способ изготовления фарфора. В конце XIII в. Марко Поло привез в Европу первые сведения об этом материале и первые образцы фарфоровой посуды. С XV в. число изделий из фарфора в Европе увеличилось. Открытие морского пути в Индию значительно способствовало притоку в Европу японского и китайского фарфора. В XVII в. Япония стала главным поставщиком фарфора, хотя тогда же Голландия ввозила большие партии и китайского фарфора. В Китай из Европы ввозились кобальтовые краски.
Начиная с XVIII в. в Европе было развернуто производство различных видов фаянса. В Англии широко распространились фаянсовые и гончарные изделия, изготовленные на мануфактуре Джошуа Веджвуда (1730-1795). Техника изготовления керамики и фаянса достигла в это время высокого уровня. Фаянсовые изделия были очень красивы: они были изящно расписаны красками по белому, черному, красному или кремовому фону.
Из-за высокой цены фарфора и необычайно большого спроса на него в Европе, начиная с XV в. предпринимались многочисленные попытки открыть секрет изготовления этого «белого золота». Удача сопутствовала Вальтеру Эренфриду Чирнгаузу и Фридриху Бёттгеру в результате экспериментов, которые они проводили с 1703 по 1715 г. в Майсене. Им не удалось сохранить изобретение в тайне, и производство фарфора распространилось по всей Европе.
Первые мануфактуры, где делали фарфор по точно такому же методу, как в Майсене, были созданы в Плау на реке Хавель (1713 г.) и в Вене (1718 г.). С 1740 по 1780 г. аналогичные предприятия появились в Ансбахе, Цвайбрюк-кене, Франкентале, Хехсте, Кельстербахе, Фулде, Берлине, Касселе, Фюрстенберге (около Брауншвейга), Готе, Рудольштадте, Лимбахе, Ильменау и других городах Германии. Мануфактурное производство фарфора распространилось затем во Франции, Англии, Италии, России, Дании, Польше, Швеции, Швейцарии и Нидерландах. Зачастую мануфактуры являлись собственностью государей. Поэтому деятельность этих предприятий протекала под надзором чиновников «двора». Предприятия по производству фарфора приобретали все более крупные масштабы. Например, Фридрих II купил в 1763 г. фарфоровую фабрику у банкира Готцковского за 225 тыс. талеров. В 1779 г. там трудились 600 рабочих.
Производству фарфора в значительной степени способствовали растущая международная торговля, обмен культурными ценностями между народами, совершенствование химических знаний и опытов (прежде всего тех, что были связаны с изучением состава различных почв, глазурей, а также флюсов, применяемых в процессах плавления металлов).
Важнейшим сырьем для производства керамических изделий были различные сорта глины. В изготовлении фарфора использовали каолин с добавками кварца и полевого шпата. Механическая подготовка сырья осуществлялась при помощи таких «средств производства», как сосуды, мешалки, вальцовые дробилки, гончарные круги и прочие разнообразные приспособления. Хранение и сушка сырья, а также продуктов гончарного производства проводились в помещениях, где поддерживались постоянными температура и влажность. Изделия покрывали красками и глазурью, а затем обжигали в специальных печах. Необходимыми вспомогательными материалами для получения гончарных изделий были топливо для печей и вода.
Открытие способов производства фарфора обусловило значительное повышение качества и резкое увеличение количества керамических изделий в XVIII в. Наряду с традиционными мелкими мастерскими появились технически хорошо оснащенные крупные мануфактуры, на которых трудилось много рабочих. Мануфактуры были организованы уже не по принципу цеховых гильдий. Частично они финансировались и управлялись феодальными властителями. По существу, эти мануфактуры представляли собой форму перехода от ремесленной мастерской к капиталистической фабрике.
Развитие химических знаний оказало большое влияние на производство керамики. Особенно важными были результаты исследования различных глин: поиск оптимальных пропорций их смешивания, подбор наилучших условий температуры и влажности для обжига и сушки изделий. В дальнейшем развитие керамического производства (как это следует из анализа литературы того времени) во многом зависело от совершенствования качества глазурей и красок, улучшающих внешний вид изделий и, значит, способствующих их сбыту. Это было особенно важно, поскольку появлялись все новые и новые предприятия и конкуренция среди них росла. Предприниматели стали искать новые возможности сбыта продукции. Так, Веджвуд в Англии создал первое предприятие специально для изготовления керамических изделий массового потребления. При этом он широко использовал детальное разделение производственного процесса на отдельные операции, что позволило удешевить продукцию и вытеснить с рынка (например, в г. Штральзунде) изделия менее производительных мануфактур.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.