Химия или златоделие?
Мы рассмотрим следующие периоды развития химических знаний: алхимии — от 400 г. н.э. до XVI в., иатрохимии (медицинской химии)— от XVI до XVIII в. и флогистонной химии — от начала до конца XVIII в.
Под «алхимией» обычно подразумевают область исследований, цель которых состояла в получении золота и серебра из неблагородных металлов. В течение более тысячи лет несмотря на все неудачи алхимия стремилась к поставленной цели. С таким же поразительным упорством пытались отыскать, наверное, лишь эликсир жизни и вечной молодости. Алхимией занимались не только искренне желавшие постигнуть тайны природы ученые, но и одержимые бредовой идеей, и сумасшедшие, и мошенники, и неудачливые пророки. Немало людей различных эпох отдали не только целые состояния, но и всю жизнь, чтобы добиться успеха в получении золота. Приостановить «алхимическую эпидемию», разуверить общество (а не только алхимиков) в возможностях «златоделия» было весьма нелегко, как писал Иоганн Христиан Виглеб в конце XVIII в. К тому же алхимики ссылались на многовековой опыт своих предшественников, и их обычные аргументы в спорах с сомневающимися состояли в том, что «великая тайна» однажды открылась тому-то и тому-то и что те добились успеха. И даже если эти сообщения ставились под сомнение, то считалось все же неопровержимым, что достижение алхимиками их цели возможно. Время шло, и развитие химических знаний все больше показывало слабость представлений алхимиков. Применение новой химической терминологии начиная с конца XVIII в. окончательно разрушило связь химии и алхимии. И в результате 1780-1810 гг. стали последними для алхимии, которая перестала существовать как область человеческой деятельности. Еще во второй половине XVIII в. проходили сенсационные «сеансы получения золота» перед влиятельными особами — королями и князьями, а уже в XIX в. ни один серьезный химик не занимался алхимическими проблемами.
Спустя полвека после того, как противоборство химии и алхимии завершилось победой первой, немецкий историк химии Герман Копп писал об алхимии: «Во время этой эпохи цели химии все еще не истинны, задачей является превращение с помощью химических процессов неблагородных металлов в благородные — золото и серебро; это направление работ было господствующим в рассматриваемую эпоху и определило ее название». Продолжая характеризовать периоды развития химии, Копп писал: «Эта новая эпоха, называемая алхимией, начинается с середины IV в. и длится приблизительно до первой четверти XVI в., от появления первых алхимических представлений до возникновения «медико-химического» учения Парацельса». Однако Копп не учитывал того, что было установлено химиками XVIII в. Во-первых, поиски химических способов получения золота были особенно распространены в Европе, начиная со времени Парацельса и до XVIII в. Таким образом, термин «алхимия» по определению Коппа должен характеризовать именно этот период. Однако Копп считал, что с Парацельса начинается новая эпоха — эпоха иатрохимии (медицинской химии). Во-вторых, Копп не упоминал о том, что в эпоху алхимии исследователи ставили перед собой и другие цели, помимо превращения неблагородных металлов в благородные или создания «эликсира жизни». В-третьих, Копп не принимал во внимание следующие обстоятельства. Понятия «поиск золота» и «алхимия» были приравнены друг к другу только в начале XVIII в. Это было сделано для того, чтобы охарактеризовать порочную тенденцию в развитии химических знаний и преодолеть ее.
Лишь в конце XVIII в. одержали верх исследователи, называвшие себя «химиками», которые под алхимией понимали только поиски способов получения золота. Таким образом, «химики» стремились отделиться от тех, кто видел высшую цель экспериментов в получении «философского камня» и «великого эликсира», которые должны были помочь превратить в золото неблагородные металлы или продлить жизнь. Для того, чтобы освободиться от «златоискательского» балласта в химических теориях и практике, со второй половины XVII в. название «алхимия» начали заменять словом «химия».
Проводя периодизацию истории развития химии, Г. Копп прослеживал связь между основным направлением совершенствования химических знаний и целями, поставленными исследователями. Но эту задачу Копп пытался решить, анализируя лишь внешние, нередко «одноплановые» характеристики развития химических знаний. В отличие от ряда его последователей Копп видел несовпадение прогнозируемого им и реального развития химии. Эти несоответствия проявлялись при использовании предложенных им принципов периодизации к анализу истории химии. Неудивительно, что при оценке ряда фактов Копп испытывал немалые затруднения. Например, он не мог объяснить развитие алхимии и ремесленной химии в эпоху иатрохимии. Копп не смог обнаружить также причину нарушения взаимосвязей между отдельными направлениями химии в различные эпохи ее развития. Копп не обратил внимания на то, что характер таких взаимосвязей в значительной мере определяется ходом развития химии.
Учитель Германа Коппа Юстус Либих иначе оценивал алхимию. «Лишь незнание химии и ее законов позволяет с большой иронией относиться к алхимии,— писал он.— У многих людей вызывает удивление то, что в течение более чем тысячелетнего периода развития многие эрудированные и одаренные ученые, как, например, Бэкон Веруламский, Спиноза, Лейбниц, придавали значение алхимии, лишенной, казалось бы, всяких корней, любого научного основания». Либих обратил внимание на то, что алхимики создали многие важные химические аппараты, разработали новые методы проведения процессов. Современная химия применяет целый ряд веществ, впервые выделенных алхимиками: серную, соляную и азотную кислоты, аммиак, многие соединения металлов, этиловый спирт и эфир, берлинскую лазурь, фосфор и др. «Алхимия,— писал Либих,— есть не что иное, как химия. То, что алхимию постоянно путают с попытками получить золото химическим путем в XVI—XVII вв.,— величайшая несправедливость. Среди алхимиков всегда было немало настоящих исследователей, которые искренне заблуждались в своих теоретических воззрениях, хотя были и многоопытные злато делатели, преднамеренно обманывавшие окружающих. Алхимия была наукой, тесно связанной со всеми областями химических ремесел. Открытия алхимиков Глаубера, Бёттгера, Кункеля можно поставить в один ряд с крупнейшими научными достижениями нашего времени».
Понятие алхимия будет использовано в соответствии с его историко-химическим значением, т. е. под алхимией будем понимать в соответствии с данным Шталем определением направление развития химических знаний, основной целью которого было получение «эликсира жизни» или благородных металлов из неблагородных. Однако было бы несправедливо вслед за очень многими «антиалхимистами» XVIII в. и даже некоторыми современными учеными пытаться рассматривать алхимию, лишь как ошибочную попытку добиться конкретных практических целей на основе мифологических представлений. При этом выпадают из рассмотрения важные для анализа развития химии мировоззренческие вопросы алхимии. Хотя сейчас представляется и невероятным, но в использованных алхимиками мифологических положениях содержалось рациональное зерно, которое привело к накоплению знаний, важных и для химии сегодняшнего дня. Нельзя забывать, что развитие алхимии протекало наряду с совершенствованием ремесленной химии и фармации. Представления алхимиков были тесно связаны также с натурфилософскими системами и, конечно же, внесли свой вклад в развитие теоретических воззрений химии. Кроме того, трудно переоценить вклад алхимиков в развитие техники химического эксперимента.
Такое многообразное «врастание» алхимии в науку и культуру средневековья очень затрудняет стремление выделить для рассмотрения алхимию, отграничив ее от химии, а также от иных сфер духовной и практической деятельности человека. Это связано с тем, что в старинных книгах по алхимии сведения о ремеслах, экспериментах, философские и алхимические теории приводились обычно вперемежку. При этом алхимическое направление часто представлялось главенствующим, «высшим» в химии. Но даже в первые века нашей эры некоторые известные и талантливые ученые выступали против алхимии, считая недостижимыми цели, которые она ставила перед собой. Однако мало кто из их современников разделял эти взгляды. В обществе сложилось мнение, что аргументы алхимиков неоспоримы и опровергнуть их невозможно. Важной опорой алхимии было широко распространенное до XVIII в. учение Аристотеля, которое допускало возможность взаимопревращения элементов. Развитие химических ремесел, казалось, подтверждало эту возможность. Например, считалось, что при смешении меди, ртути и олова в результате превращения металлов получалось серебро. На самом деле при этом образовывался сплав, цветом и твердостью похожий на серебро.
Чрезвычайно трудно изучать алхимическую литературу. Многие термины в книгах и рукописях по алхимии имели условное значение. Это делалось для того, чтобы сохранить в тайне проведение важнейших реакций. Зачастую невозможно установить, кто является подлинным автором сочинения. Нередко авторы таких трактатов вместо собственного имени указывали на титульном листе имена выдающихся ученых. Например, Болос из Менде (города в дельте Нила) в III в. до н. э. написал сочинение «Физика и мистика» под именем Демокрита. Лишь в XX в. благодаря исследованиям Макса Веллмана удалось установить настоящего автора этой работы.
Болос написал и другие труды, которые он выдавал за древнейшие сочинения «тайного искусства». Едва ли это можно считать преднамеренной фальсификацией. Скорее всего, это было данью культурно-исторической традиции. Во времена Болоса проявлялось сильное взаимное влияние персидской, древнегреческой и, возможно, вавилонской культур. Ссылки Болоса на персидского пророка Останеса подтверждают это. Вероятно, Болос стремился привлечь к своим сочинениям внимание представителей других культур, подписав их именем известнейшего натурфилософа. Чрезвычайно важными для развития алхимии были три вида изменений металлов, приведенные Волосом (упоминание о них встречается также в Лейденском и Стокгольмском папирусах). Болос установил следующее: 1) поверхности неблагородных металлов поддаются такой обработке некоторыми веществами, что на них можно нанести тонкий слой благородных металлов; 2) существуют лаки, придающие поверхностям золотой или серебряный блеск; 3) возможно получение сплавов, внешне напоминающих золото или серебро.
В первые века нашей эры появляется уже целый ряд алхимических трактатов. Некоторые из них приписываются легендарной Марии Коптской, другие — Клеопатре Египетской. В первых описываются аппараты для перегонки — сосуды с трубами для подачи и отвода жидкостей. Клеопатру считают автором сборника рецептов получения золота («Хризопея»). С 350 по 420 г. в Александрии жил алхимик Зосима, христианин-гностик из Египта. Сохранились фрагменты его энциклопедического труда, обобщающего знания древних о природе. Они написаны в виде посланий, адресованных женщине. Часть их объединена в трактат «О силе».
Основные понятия и описания способов превращений веществ в алхимической литературе не только не ясны современному химику, но и кажутся ненаучными. Однако не следует забывать, что люди, жившие около 1500 лет назад, иначе относились к природе и по-другому оценивали возможности своей деятельности. Они верили в существование сверхъестественных сил, верили в духов, силу заклинаний, во власть звезд над человеком. Они стремились к духовному единению с природой, чтобы их «бренное» существование на земле превратилось в вечное в «иных мирах».
После походов Александра Македонского (с 323 г. до н. э.) начался оживленный обмен материальными и духовными ценностями между греческой, египетской, персидской, вавилонской, индийской и, вероятно, даже китайской культурами. Разностороннее взаимопроникновение и переработка культурных ценностей в различных районах земного шара — сложная историческая проблема. В наши дни установлены взаимосвязи натурфилософских представлений об элементах и их взаимных превращениях с древним вавилонским учением о воздействии звезд на жизнь человека, с древнегреческими мифами о божественном происхождении светил, с халдейскими преданиями о семи небесах и семи богах — повелителях планет, где возникают семь разных по цвету металлов. В древности и в средние века считалось, что земные металлы могут возникать под влиянием следующих планет и звезд: золото — под воздействием Солнца, серебро — Луны, железо — Марса, свинец — Сатурна и т. д. Обозначения планет, принятые в астрологических трактатах, стали поэтому одновременно и символами различных химических элементов. Золото обозначалось знаком Солнца, серебро — знаком Луны, железо — знаком Марса, медь — знаком Венеры и т. д. Число семь считалось магическим. Им определялась продолжительность недели, а некоторые дни недели были названы также именем планет. Эти названия остались похожими на названия планет и до наших дней в языках романской группы.
Алхимики, пытавшиеся превратить неблагородные металлы в золото, использовали в своей практической деятельности достижения металлургии и иных ремесел, а также секреты «златоделателей» и ювелиров. Некоторые представления алхимиков основывались на астрологии. Алхимики надеялись, что «магические» действия, колдовство и заклинания помогут им с помощью фильтрации, прокаливания, перегонки и сублимации получить «чудесные субстанции»: философский камень, великий эликсир, красные и белые тинктуры и др. Алхимики считали, что хватило бы всего нескольких гранул или капель этих веществ, чтобы превратить даже большое количество свинца, железа или меди в золото и серебро.
«Существовало множество трактатов, посвященных «трансмутациям». Их авторы непременно утверждали, что им известны тайны превращений металлов. Во многих рецептах они описывали разнообразные процессы, протекающие в совершенно различных условиях… Для того чтобы придать большую значимость своему «искусству», они писали в книгах, что основателями и первыми учителями алхимиков были мифические персонажи. Начало же этого «великого искусства» они относили к временам, когда на земле были только боги, ангелы и демоны»,— пишет И. Штрубе.
Алхимический «дар» приписывался и богам Древнего Египта. Так, например, было выдумано письмо богини и мифической властительницы Египта Изис своему сыну Гору; в этом письме Изис будто бы открыла тайну получения золота. «Мудрый Химес» (или «Хемес») якобы был первым химиком, по имени которого и названа наука. Часто его отождествляли с богом солнца древнего Египта Аммоном-Ра и называли «величайшим, прославленным, известным всему миру Химесом».
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.