«Геометрический» метод философии Платона
В отличие от своего учителя Сократа Платон (427 или 428-348 или 347 до н. э.) рассматривал явления природы в качестве основного предмета философского исследования. На базе его представлений после их критического рассмотрения Аристотель создал собственную научную систему. Учение об идеях — исходный пункт и основа философии Платона — оказало большое влияние на развитие естественнонаучных знаний и привело к появлению новых представлений о специфике природных явлений. Согласно учению Платона, идея не есть «нечто», существующее наряду с материей. По Платону, идеи — это активные силы, придающие форму вещам и лежащие в их основе, а вещи и явления — «тени» идей, существующих независимо от материальных «тел». Материальный мир, по Платону,— это лишь «тени идей». Идеи можно понять и познать лишь «душой».
Платон придавал большое значение и изучению явлений природы. В диалоге «Тимей» Платон описал множество глубоких наблюдений явлений природы, обнаружил недюжинные познания в различных ремеслах. Платон так же хорошо знал ремесла, как Аристотель; он изучал и животный мир. Но знания свойств «вещей» не идентичны пониманию причин их существования.
Платон искал черты вечных «идей» с тем же пристрастием, с которым он стремился найти путь преодоления политического кризиса древнегреческих городов-государств, узаконить их архаические общественные отношения, раз и навсегда остановить развитие, которое приносило с собой новые социальные потрясения.
Платон сумел сформулировать с высокой степенью абстракции наиболее общие и существенные философские понятия, выявить законы их развития. На первый взгляд может показаться, что это не принесло реальной пользы для развития естественнонаучных знаний. Однако дальнейшая история науки свидетельствует, что учение Платона имеет непреходящее значение для движения познания от частного к общему, к открытию главных закономерностей и созданию теорий. Философская система Платона оказалась наиболее ценной для первой стадии научного поиска; она послужила основой для подборки и классификации веществ и явлений, проводимых Аристотелем, но позднее особенно характерных для биологических исследований вплоть до начала XIX в.
В этом смысле изучение явлений играло необычайно важную роль. Меньшее значение для анализа первоматерии имело рассмотрение ее в виде «элементов» и близких к ним по сути «геометрических форм». Предположения о первоначальной материи и ее существовании в виде четырех первоэлементов уже ранее использовались античными философами. В отличие от Эмпедокла Платон пытался изучить природу частиц «элементов», а не просто обозначить их.
Для развития химических знаний большое значение имела разработанная Платоном теория соединения первоэлементов. По-видимому, под влиянием атомистов Платон в отличие от Эмпедокла образно представлял себе взаимодействие «элементов» как изменение формы определенных «геометрических фигур». Платон считал, что треугольники, образующие первоэлементы, могут возникать при «распаде» равносторонних треугольников и квадратов. Треугольники первоэлементов, различающиеся своими размерами, постоянно взаимодействуя друг с другом, образуют многообразие веществ. Новые вещества возникают как при разных комбинациях треугольников, так и при распаде образовавшихся фигур.
Платон уточнил, что понятие «элемент» применимо лишь к «элементам» в чистом виде, что бывает довольно редко. Так, например, «элемент» вода может существовать в различных «формах» с иными, чем у воды, свойствами, например, вино, уксус, масло. Кроме того, Платон развил понятие «элемент» и показал особенности его использования для описания многочисленных «модификаций» твердых, жидких, летучих или «огнеподобных» веществ. При этом Платон исходил из предположения, что первичные элементы в чистом виде могут существовать лишь как исключения. Обычно они входят в состав различных соединений. Таким образом, большинство доступных чувственному восприятию вещей возникает, как правило, в результате смешения разных первичных элементов. Например, вода под влиянием «огненных» элементов переходит вначале в воздух, а затем в град, лед или снег. Железо — это «труднотекущая» форма воды с небольшим включением «земляных» элементов, которые постепенно выделяются в виде ржавчины.
Эти представления об образовании различных соединений были качественно переработаны и дополнены Аристотелем с учетом положений атомистики. Вплоть до XVIII в. они играли важную роль в развитии химических знаний, например помогли химикам найти выход из тупика в эпоху флогистонной химии. Однако особо важную роль эти представления сыграли для более правильного понимания особенностей протекания химических превращений веществ. Хотя представления Платона об образовании веществ из треугольников и «элементарных» частиц едва ли были прямо использованы химиками, они, несомненно, оказали влияние впоследствии на формирование взглядов о пространственном строении соединений.
Платон считал, что вещества могут возникать в результате соединения и распада треугольников, из которых состоят четыре первичных «элемента». Но, по мнению Платона, лишь одна земля — неизменный элемент, а огонь, воздух и вода — принципиально иные и могут превращаться друг в друга. «Когда земля встречается с огнем,— считал Платон,— она растворяется и остается в нем самом либо в соединениях огня и воздуха или воды. Так происходит до тех пор, пока частицы земли снова не встретятся и не соединятся друг с другом. Тогда они снова становятся веществом земли. Но ни при каких условиях эти частицы не переходят в другие состояния. Зато частица воды, встречаясь с воздухом или огнем, может разделиться и превратиться в частицу огня и две частицы воздуха. Частица воздуха может превратиться в две частицы огня. С другой стороны, если смешиваются воздух и огонь, вода или земля (пусть даже в различных отношениях), между частицами возникает борьба — и из двух огненных частиц образуется одна частица воздуха; затем воздух оказывается побежденным — и из двух с половиной воздушных частиц возникает одна частица воды».
Так Платон гениально предвидел, что вода образована из двух газообразных веществ. В 1783 г. Г. Кавендиш обнаружил это с помощью экспериментов, а вскоре Лавуазье доказал аналитически. Конечно, и тот и другой химики отнюдь не руководствовались умозаключениями Платона, который исходил при формулировании своей гипотезы из совсем иных предпосылок. Однако некоторые умозаключения Платона долгие столетия оказывали влияние на развитие химических знаний. Так, вплоть до 1770 г. считалось, что вода может превращаться в землю. Лишь Шееле и Лавуазье опровергли это мнение при помощи экспериментов. Теория Платона о возможности взаимопревращения трех из четырех основных «элементов» углубила представления мыслителей античности о структуре вещества.
Наряду с определением понятия «элемент» перед исследователями встал вопрос: как смешать первоэлементы, чтобы получить нужное соединение?
Разумеется, было бы неправильно рассматривать учение о превращениях веществ лишь как развитие представлений Платона, усовершенствованных Аристотелем. Оба этих философа рассматривали природу чисто абстрактно. Только когда химики-практики стали искать теоретическое обоснование для получения таких веществ, как золото или лекарственные средства, они обратились к представлениям Платона и Аристотеля. Правда, некоторые химики иногда использовали и атомистические представления, но взгляды Платона и Аристотеля были лучше разработаны и применялись намного чаще.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.