Элементы и атомы у арабов

С VIII по X в н. э. наиболее известны были труды арабского ученого Ибн Надима, входившие в алхимический сборник «Фирист» (987 г.). Однако их автором довольно долго считали другого арабского ученого Джабира ибн Гайана и членов религиозного объединения «Исмаилия». «Фирист» долгое время рассматривался в истории химии как одно из сочинений Джабира. Из произведений, входящих в этот сборник («Книга короля», «Книга о снисходительности», «Книга о весе», «Книга о ртути», «Книга семидесяти», «Книга ста двенадцати»), видно, как воззрения Платона и Аристотеля все интенсивнее применялись для объяснения химических явлений. При этом они претерпевали определенные изменения. Анализ содержания «Книг» показывает, как формировались новые понятия: «эликсир», «дух», «тело», определяющие различные химические соединения и их качественные признаки. Эти понятия применялись совместно с представлениями об «элементе». «Эликсир», «дух» и «тело» точнее характеризовали химические явления, чем различные философские категории.

Понятие «тело» относилось ко всем известным тогда металлам; понятие «дух» возникло в связи с изучением ртути (ртуть долгое время не считали металлом). «Эликсиром» арабские ученые называли различные настойки, которые значительно увеличивали силу человека, якобы могли превращать серебро в золото, а неблагородные металлы в благородные. Производство «эликсиров» считалось высшим призванием химиков. «Эликсир» будто бы создавался в результате правильно осуществляемого объединения «элементов» (т. е. воды, земли, воздуха, огня), «тел» (металлов) и «духа» (ртути). Арабские ученые считали, что при этом происходят явления, близкие к тем, которые наблюдаются в живой природе (в частности, объединение «мужского и женского начал»).

В других трудах арабских ученых, написанных в середине X в. («Сочинения верных братьев»), важную роль играют понятия «атом» и «иервоматерия», а также связанные с ними основные качества: тепло, холод, сухость, влажность. Кроме того, здесь формулируется новое представление об «элементах». «Ртуть» и «сера» также становятся «элементами» или «принципами»: «ртуть» — принципом металличности, а «сера» — принципом горючести соединения. Итак, ранее довольно абстрактное понятие «элемент» было конкретизировано для двух важнейших и распространенных веществ. Это способствовало сближению натурфилософских и химических знаний. Натурфилософские учения, таким образом, связывались с химической практикой, химики получали новые возможности применять теоретические обобщения для объяснения наблюдаемых ими явлений.

Врачи Ар-Рази (Разес) и Ибн Сина (Авиценна) — оба выдающиеся теоретики и экспериментаторы — оспаривали некоторые положения античной натурфилософии. Из книг Разеса («Большой сборник»,  «Книга тайны тайн») видно, что он хорошо знал известные в его время химические вещества и различные методы, применявшиеся в химических ремеслах. Представления Разеса отличаются от взглядов его современников прежде всего ясностью и последовательностью в объяснении химических превращений. Разес пытался систематизировать известные химические вещества и методы их получения, объединить учения Демокрита и Аристотеля. При этом он исходил из того, что все вещества состоят из атомов и «пустого пространства». Так образуются «элементы». Их свойства могут быть различными в зависимости от плотности расположения атомов в пространстве. Чем теснее расположены атомы, тем тяжелее вещество, как, например, земля или вода, которые в пространстве стремятся вниз, в отличие от огня и воздуха, стремящихся вверх. Таким образом была сделана попытка обновить и развить теоретические учения древних, в частности сопоставить вес [массу] различных тел с плотностью расположения образующих их атомов. Однако лишь через много столетий Юнгиус конкретизировал это положение и связал его с практикой химических исследований и химической промышленности.

Врач, философ и естествоиспытатель Авиценна написал книгу о минералах, которая играла важную роль в развитии химических знаний в течение нескольких веков. Опыт собственных химических исследований привел ученого к мысли, что трансмутации невозможны, и он решительно отверг алхимические учения. Кроме того, Авиценна переосмыслил многие положения античных философских теорий, особенно натурфилософские взгляды Аристотеля. Материя и форма представлялись Авиценне в материалистическом единстве, и он отвергал любые сверхъестественные объяснения природных явлений. Авиценна подчеркивал, что основой познания различных явлений природы, которое завершается формулированием абстрактных понятий, т. е. обобщений и теорий, могут быть лишь наблюдения и опыты. При этом он придавал меньшее значение экспериментальным работам по сравнению с умственной деятельностью, ибо ее результатом являются теоретические обобщения и формирование понятий.

Христианские ученые считали, что арабская наука играла лишь «посредническую» роль в распространении античных философских представлений. Однако на самом деле арабы внесли существенный вклад в развитие этих учений. Арабские мыслители, и особенно Ибн Рушд (Аверроэс, 1126—1198), разработали новые философские категории и теории, позволявшие глубже понять явления природы. Творчески перерабатывая античные учения, арабы использовали результаты исследований отнюдь не только для повышения производительности труда. Замечательные достижения арабских ученых в области медицины, техники, натурфилософии на протяжении многих веков оказывали большое влияние на развитие европейской науки. Лучшие из них до сих пор овеяны легендарной славой.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Опубликовано 12 Янв 2012 в 18:53. Рубрика: История химии. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.