Разноцветные «свидетели»
Вот что случилось однажды в начале 1973 г. Окончился рабочий день, и один из служащих отправился с работы домой. Хотя до дома он должен был добираться на поезде, в запасе у него было некоторое время и он особенно не торопился. В вагоне нашлось свободное место. Удобно устроившись в кресле, он уже через две минуты задремал, а когда проснулся, то понял, что только что проехал свою станцию. Выйдя на ближайшей станции, он выяснил, что ближайший поезд в обратную сторону пойдет только через час. Прикинув, что за это время он успеет дойти до дома пешком, решил так и поступить. Но вначале этот незадачливый пассажир завернул в станционный буфет, выпил там небольшой стаканчик водки и только после этого зашагал по дороге, ведущей к дому. На этой дороге его и увидел водитель проезжавшей автомашины. Пешеход лежал чуть в стороне от проезжей части на краю канавы. В нем еще теплилась жизнь, но в сознание он так и не пришел. Какой-то мощный удар разрезал его шляпу, кожу на голове и пробил черепную коробку. Рана на голове, вероятно, была нанесена каким-то острым предметом, может быть, даже лезвием топора. Правда, следователи с трудом могли допустить, что убийца с топором в руках мог поджидать свою жертву именно в этом месте, ведь пешеход оказался на дороге чисто случайно. Вместе с тем полученная рана была нетипичной для травм, наносимых при дорожно-транспортных происшествиях. Тем не менее, следователи решили проверить как предположение о том, что какой-то шофер совершил наезд и бросил жертву, так и версию о преднамеренном убийстве.
Вскрытие показало, что в области рассечения черепной коробки имеются следы темно-зеленой краски. Микроскопический анализ краски не прояснил никаких подробностей в обстоятельствах преступления. На основании данных по цвету и составу этой двухслойной краски нельзя было сделать вывод о том, попала ли она в рану в результате удара автомашиной или же проникла туда после удара топором. Такую же рану можно нанести и новеньким топором, только что приобретенным в магазине, и старым ржавым колуном. Не исключен был и еще один вариант. Краска перенесена на рану не топором, а иным режущим инструментом, который до этого испачкали краской, вогнав его в некое деревянное изделие, окрашенное в зеленый цвет. Но определенную помощь эксперты все-таки сумели оказать следователям даже после первого осмотра раны. По сохранившимся следам они изготовили модельный образец краски, которая должна была быть на поверхности предмета, совершившего смертельный удар.
Следователи напряженно работали. У всех людей из ближайшего окружения покойного пешехода они изъяли все колющие и имеющие хоть какое-то сходство с топорами предметы со следами зеленой краски. На некоторых топорах следов краски невооруженным глазом не было видно, но следователи надеялись отыскать их под оптическим микроскопом. Однако из лаборатории все эти топоры вскоре отправили обратно их владельцам. Ни на одном из них не было следов краски, сходной с искомой. Одновременно шла проверка путевых листов водителей местных грузовых автомобилей. Иногда у следователей возникало сомнение в том, где действительно находилась в ту роковую ночь данная машина, и тогда с ее бортов брали соскобы и отправляли в лабораторию для сравнительного исследования. Многие проверенные соскобы краски, на первый взгляд неотличимые от искомого образца, под микроскопом выглядели иначе, чем краска, проникшая в черепную коробку.
Наконец, в руках эксперта оказалась краска, однородная по виду с образцом сравнения. Обрадованный своей находкой, эксперт решил на месте внимательно осмотреть грузовик, с которого был взят образец краски. Прежде всего он осмотрел конструкции, выступающие за борта машины и, в частности, держатели брезентового тента, которым обтягивают кузов. Эти стальные стойки крепятся на нижней раме и поэтому как бы торчат по бокам грузовика. Со времени трагического инцидента прошло уже два месяца, но эксперт верил, что «немые свидетели» должны были сохраниться. И действительно, на одном из шурупов он заметил текстильные волокна, вероятно оторванные от шляпы. Конечно, проводя осмотр, эксперт еще не мог с абсолютной уверенностью говорить о том, что эти волокна попали на шурупы со шляпы покойного пешехода, но предчувствие такого разворота событий у него сложилось, и в соответствии с ним он и повел дальнейшее расследование. Если шляпу прорезала выступающая стойка, размышлял эксперт, значит, и в рану попали частички краски, отслоившиеся от этой стойки. Он очень тщательно отобрал с нее образцы краски и убедился в своей правоте. По всем характерным признакам краска, отобранная с поверхности шурупа и поблизости от него, точно соответствовала искомой. На судебном заседании были представлены неопровержимые доказательства того, что водитель грузовика видел идущего впереди человека, однако повел машину в опасной близости от него, и в результате тот получил черепное повреждение от удара стальной стойкой.
Исследование красок является частью повседневной работы криминалистов, ведь нас окружает огромное количество окрашенных предметов. Металлические и деревянные изделия окрашивают либо для того, чтобы обеспечить их долговечность, либо в декоративных целях. Жидкая краска представляет собой многокомпонентную систему, в состав которой входят пленкообразователи, связующие вещества, наполнители, вещества, содержащие красители и добавки. Одни добавки улучшают способность краски закрепляться на поверхности окрашиваемых предметов, другие придают прочность окрашенному слою. Если красящее вещество растворяется в других компонентах данного лакокрасочного изделия, его называют красителем, если не растворяется пигментом.
При изготовлении красок твердые компоненты измельчают до состояния мелкой пыли с частицами, имеющими диаметр меньше чем 1 мкм. Эта величина соответствует разрешающей способности оптического микроскопа. Подобные тонкодисперсные частицы смешивают с жидкими компонентами красок. Поэтому в высококачественных красках отдельные компоненты практически неразличимы в окуляр оптического микроскопа.
Краска, нанесенная на поверхность, покрывает ее сплошным слоем. В процессе высыхания краски на воздухе некоторые пленкообразователи окисляются, а другие компоненты, в основном синтетические смолы, вступают в химические реакции. В твердых лакокрасочных покрытиях поэтому, как правило, возникает множество химических связей, ориентированных друг к другу под разными углами, и создается сплошной трехмерный каркас атомов. При высыхании некоторых сортов красок система связей образуется путем соединения длинных нитевидных (цепочечных) молекул в продольном направлении. Важную роль при формировании твердого слоя играют условия испарения растворителя. Удаление молекул растворителя сопровождается необратимыми структурными изменениями, и поэтому затвердевший слой краски приобретает устойчивую трехмерную структуру, которую уже нельзя разрушить путем повторного добавления растворителя. Добавление растворителя приводит не к растворению затвердевшей краски, а лишь к набуханию ее отдельных слоев. Однако процессы структурообразования в лакокрасочном слое не прекращаются и после полного высыхания (затвердения) краски, что сопровождается возникновением полимерных молекул, между которыми остаются изолированные полости (пустоты).
Процессы перераспределения химических связей в лакокрасочном слое продолжают протекать по-разному в зависимости от того, находится ли окрашенная поверхность постоянно в закрытом помещении (под крышей) или же она подвергается воздействию атмосферных осадков и перепадов температуры. Хорошо известно, что кузов автомобиля, равномерно окрашенный на заводе, очень скоро приобретает неприглядный вид из-за потери однородности поверхностного покрытия, если одна часть машины будет находиться в основном под солнцем, а другая — в тени.
В заводских условиях перед окраской кузов прежде всего очищают, затем фосфатируют, т. е. покрывают тонким слоем фосфатов (в несколько микрометров). Слой фосфатов служит основой для многослойного лакокрасочного покрытия. Затем на поверхность наносят грунтовку в один-два слоя; толщина слоя грунтового покрытия, отличающегося рыхлой структурой, равна 15-30 мкм. Основное покрытие наносят в несколько слоев, и его толщина составляет около 50 мкм. В конце концов на поверхность наносят слой светлого лака толщиной 10-20 мкм.
По каким же характерным признакам, располагая одним лишь кусочком кузова, можно установить марку автомобиля, а также деталь кузова, от которой так или иначе отделен этот кусочек? Опытный эксперт может выделить в любом обломке автомашины множество таких признаков. Эксперты располагают сведениями о том, какие сорта красок используют на тех или иных заводах, в какие цвета окрашиваются машины различных марок; как специалисты высокого класса они хорошо знакомы с технологическими характеристиками процессов окрашивания автомобилей.
Еще больше интересных сведений можно получить при исследовании перекрашенных автомобильных покрытий. Для исправления повреждений покрытия на поверхность наносят свежую краску, предварительно зачистив мелкие царапины и выровняв вмятины. Если возникает необходимость устранить царапины глубиной больше 1 мм, обычно прибегают к помощи специалиста, который проводит многослойную покраску. Небольшие вмятины вначале присыпают порошком затвердевшей краски, а при более мелких дефектах поверхности краску сразу наносят кисточкой. Для того чтобы ликвидировать небольшие неровности на поверхности автомобиля, ремонтируют не весь кузов, а только отдельные места. Иную машину ремонтируют не один раз, и каждый раз после ремонта обновляют краску. В результате поверхность такого автомобиля или некоторых его частей бывает покрыта десятками слоев краски.
Если окраска автомобиля проведена с нарушением технологических условий, а это чаще всего случается не на заводе, а в небольших мастерских, на окрашенной поверхности появляются новые индивидуальные признаки. Среди индивидуальных признаков, помогающих идентифицировать автотранспортные средства, можно отметить следующие отклонение толщины окрашенного покрытия от принятого стандарта, отслаивание краски от недостаточно тщательно подготовленной поверхности, трещины внутри покрытия и, наконец, загрязнение окрашенного слоя следами краски от плохо очищенной поверхности. Часто случается так, что краски нужного оттенка в продаже нет, и тогда владелец машины смешивает несколько эмалей, пока не получает подходящий оттенок. Однако приготовленная таким образом смесь никогда не бывает однородной, и, внимательно рассматривая слой такой «самодеятельной» краски, в нем всегда можно различить агломераты или разнородные частицы, окрашенные в самые разные цвета.
Если какому-то автомобилю при аварии нанесено повреждение, то в месте столкновения от наружного окрашенного слоя отслаиваются частицы краски, одни из которых заметны невооруженным глазом, а другие различимы только под микроскопом. Множество таких частиц остается на месте происшествия, но одновременно они переносятся на остальных участников инцидента. Следы краски прилипают, например, на резиновые шины колес велосипеда, сбитого машиной, или же задерживаются на поверхности кузова другой машины. Кусочки отслоившейся краски могут оставаться и на одежде пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии. Обнаружить такие следы могут только опытные эксперты. Исследование одежды или частей и деталей автомобиля проводят в лабораторных условиях, причем, для того чтобы обнаружить «немых свидетелей», приходится внимательно просматривать под микроскопом в прямом смысле каждый квадратный сантиметр поверхности. Впрочем, следователю приходится вести поиск и среди объектов, расположенных под открытым небом, не оставляя вниманием километровые столбы и придорожные деревья.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.