От испытаний огнем до аналитических методик
Однажды на шоссе был найден труп молодого мужчины, рядом лежал мотоцикл пострадавшего. Осмотр места происшествия наводил на мысль, что виновником гибели был водитель какой-то тяжелой грузовой машины. Предположили, что, пытаясь обогнать мотоцикл, он совершил наезд и скрылся, бросив жертву на произвол судьбы.
Раскрытие причин подобных происшествий очень часто начинается в диспетчерских автопарков. Просмотр путевых листов грузовиков и автобусов показал, что в то время, когда произошел наезд, по маршруту, проходящему через место происшествия, могли следовать лишь автобус, грузовик и автофургон. Признаки повреждений были обнаружены только на корпусе автофургона. На правом заднем его крыле остались вмятина и глубокая длинная царапина со следами содранной краски, которая находилась как раз на высоте руля мотоцикла. Возможность динамического контакта двух транспортных средств подтвердил и лабораторный анализ, так как на поцарапанной поверхности автофургона были найдены следы от поливинилхлоридной оплетки руля мотоцикла.
Следователь вызвал на допрос водителя фургона; выяснилось, что жертва наезда — брат жены подозреваемого. Семейная ссора на дороге? Но шофер автофургона утверждал, что в пути никого не заметил, мотоцикла не обгонял, а с шурином всегда имел прекрасные отношения. Утром того рокового дня он попрощался с ним у калитки и до сих пор не может понять, как тот вообще мог оказаться на шоссе. Расспросы других членов семьи подтверждали показания шофера и помогли выяснить еще одну существенную деталь. Оказалось, что жена шофера автофургона, проводив мужа в дорогу, вдруг вспомнила, что забыла передать ему какую-то важную новость и попросила своего брата сесть на мотоцикл и догнать мужа.
Не означает ли это, что мотоциклист попал под колеса, совершая правый обгон, запрещенный правилами дорожного движения? Следователь попросил эксперта проверить это предположение. Задача перед экспертом была непростой, но все же решение найти удалось. При соприкосновении двух движущихся тел, рассуждал эксперт, выделяется тепло, причем количество выделенной теплоты вдоль линии контакта должно возрастать (т. е. температура тел в этом направлении должна увеличиваться). В месте первичного касания (там, где произошло сближение) количество теплоты минимально, а дальше оно должно увеличиваться. Как известно, при повышенных температурах происходит разложение органических веществ и, чем выше температура, тем оно существеннее. Постепенное увеличение температуры трущихся поверхностей по линии их касания должно, следовательно, отразиться и на химическом составе остатков поливинилхлоридной пленки, обнаруженных на царапине фургона. С поврежденного крыла фургона отобрали несколько точечных проб («следов») полимерного материала и проанализировали. Выяснилось, что по направлению к кабине непрерывно увеличивается содержание продуктов разложения поливинилхлорида. Это доказывало, что мотоциклист двигался с более высокой скоростью, чем машина, и, по-видимому, попытался сделать запрещенный маневр (правый обгон).
При более тщательной технической экспертизе полная невиновность водителя автофургона была установлена. Эксперты пришли к выводу, что столкновение произошло в зоне, которая находится вне поля зрения водителя машины. Ощутить же толчок от удара мотоцикла по тяжело-груженному автофургону было невозможно.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.