Вечера интересной химии

Тематика вечеров. Можно провести такие вечера интересной химии: «Вечер загадок», вечера на темы: «Кристаллы», «Применение химии в жизни человека», «Горение», «Типы химических реакций»; вечера, посвященные изучению химических производств, а также юбилейным датам и биографиям выдающихся ученых; вечера на темы: «Металлы», «Пластмассы и химические волокна», «Химия в сельском хозяйстве», «Кремний», «Химия и религия».

Количество тем можно увеличить и разнообразить. Например, можно организовать интересные вечера на темы: «Кислород и его применение в технике», «Азот и свойства его соединений», «Галогены», «Водород» и т. д.

Рекомендуем такую программу вечера интересной химии:

1. Доклад на тему вечера.

2. Чтение рассказов-загадок по химии.

3. Опыты по химии (11-12, не больше).

4. Химическая викторина.

5. Демонстрация кинофильма на тему вечера.

6. Аттракционы.

7. Химические игры.

8. Премирование победителей и лотерея.

9. Художественная часть.

Регламентирование времени. Доклад или рассказ надо рассчитать не более чем на 30-40 мин, опыты с объяснением — на 20-30 мин, викторину (20 вопросов) — на 25-30 мин, если ученики хорошо подготовились к ней; фильм — на 30 мин. Химические игры и аттракционы заберут 30-40 мин; художественная часть — 30 мин.

Вообще вечер следует рассчитывать на 2-3 часа.

Не обязательно выполнять все перечисленные номера программы. Можно выполнить, например, от 1-го до 5-го номера и на этом закончить вечер или 1-й, 3-й, 4-й и 5-й, или только 1-й, 3-й, 4-й, 9-й.

Для проведения вечера выделяют ведущего — ученика 10 или 11 класса, который уже несколько лет посещает кружок.

Педагог помогает ведущему разработать план выступления, рассчитать время проведения каждого номера. На репетициях следует сладить работу исполнителей отдельных номеров и ведущего так, чтобы на вечере все они чувствовали себя уверенно и спокойно.

Чтение рассказов-загадок. Для этих чтений можно использовать «Рассказы-загадки по химии» проф. Ю. В. Ходакова, рассказы В. И. Левашова «Оловянная чума» и др. Некоторые рассказы можно творчески переработать, если педагог считает это необходимым.

Опыты. Опыты должны быть познавательными и эффектными. Выполнение их целесообразно распределить между 5-6 учениками. Каждый из учеников должен уметь правильно и четко объяснить свои опыты, поэтому опыты и пояснения к ним следует заранее хорошо подготовить с учащимися на занятиях химического кружка, как по методической, так и с технической стороны. Такую подготовку следует проводить в течение месяца, если практические занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Пока ученики-экспериментаторы подготавливают опыты, другие кружковцы подготавливают выставку, стенды, макеты, газету, плакаты («Будь готов к викторины»), витрины («Что следует читать по химии?»), Кинофильм, готовятся к чтению рассказов-загадок, к аттракционов, игр, лотереи.

При выполнении опытов нужно следить, чтобы их было хорошо видно зрителям. Опыты должны быть полностью безопасными для экспериментатора и зрителей.

При проведении опытов зал и демонстрационный стол должны хорошо освещаться. Опыты лучше демонстрировать на фоне белого листа бумаги, закрепленного в двух штативах, или другого белого экрана.

Можно подсвечивать место проведения опыта электрической лампочкой, укрепленной в ящике, который внутри окрашен белой краской и покрыт зеркальным стеклом. На это стекло ставят стаканы или колбы с цветными растворами. Жидкости и осадки белого цвета целесообразно демонстрировать на черном фоне.

Эффективность опыта во многом зависит от размера и формы химической посуды. Не следует демонстрировать опыты в небольшом по размеру посуде на большом расстоянии от зрителей. Для демонстрации опытов следует иметь большой штатив с набором пробирок (вместимостью 50-100 мл), набор химических стаканов, цилиндров, реактивных склянок и банок с надписями на этикетках (емкостью 250-500 мл).

Опыты проводят на передней части стола. При демонстрации пробирку или колбу с отзывчивой смесью осторожно поднимают вверх, чтобы было хорошо видно зрителям.

Для безопасности при демонстрации опытов со вспышками, горением, взрывами стол накрывают асбестовым картоном, опыты проводят в фарфоровых тиглях и чашках, поставленных на керамические плитки или сковороды с песком. При проведении таких опытов на столе не должно быть огнеопасных реактивов. Указанные количества реагирующих веществ для опытов не следует увеличивать. Они подобраны с таким расчетом, чтобы опыт был эффективным и безопасным.

Химические викторины. Вопросы викторины (15-20) следует вывешивать дней за 10 до вечера на плакате с надписью «Готовься к викторине!» Викторину проводит педагог или ученик 10 или 11 класса. Жюри с руководителем кружка оценивает ответы и премирует кружковцев заранее подготовленными жетонами беспроигрышной лотереи.

Аттракционы. В одном из классов на отдельных столах подготавливают все, что нужно для проведения аттракционов, и пишут названия аттракционов — «вывески», например такие: «Напитки», «Морское дно», «Изготовление украшений из гипса».

На стол с надписью «Напитки» заранее ставят бутыли с кипяченой водой, баночки с лимонной кислотой, содой, сахаром (на каждой баночке должна быть этикетка), маленькие стаканы, бутылки с водой для полоскании стаканов и сосуд для слива воды.

Чтобы приготовить лимонад (шипучий напиток), в стакане с водой растворяют 2-3 чайные ложки сахара, добавляют на кончике чайной ложки лимонной кислоты и столько же соды. Все это тщательно перемешивают.

При этом образуются лимоннокислый натрий и угольная кислота Н2СО3, что разлагается на воду и углекислый газ, который с шипением выделяется в виде пузырьков.

На стол с надписью «Морское дно» ставят стакан на 200 мл несколько пробирок на 50 мл в штативе, 50-процентный раствор силиката натрия в литровой колбе, банки с притертыми пробками с кристаллами хлорного железа, хлористого кобальта, хлористого никеля, хлористого марганца и сернокислого цинка, кладут ложечки или шпатели у каждой банки.

Ученик, демонстрирующий этот аттракцион, наливает в стакан до половины раствора силиката натрия и вбрасывает в него по одному кристаллику каждой соли. Зрители наблюдают, как из кристалликов медленно вырастают «кусты водорослей» разного цвета.

На столе с надписью «Изготовление украшений из гипса» ставят несколько маленьких блюдец, смазанных маслом, воду в литровой колбе и выжженный сухой гипс или алебастр в банке с притертой пробкой, чашку, ложечку, клей, картинки, спички, шелковые ленты.

Во время перерыва на вечере интересной химии двое учеников изготавливают за этим столиком украшения.

Несколько ложечек обожженного гипса 2СаSО4∙Н2О смешивают в чашке с небольшим количеством воды, чтобы образовалась сметанообразная масса. В блюдце, смазанное маслом или минеральным маслом, выливают смесь гипса с водой. В сырую массу у края блюдца втыкают спичку, чтобы на этом месте остался проем, когда гипс загустеет.

Через 10-15 мин гипс загустеет в твердую массу. Вынимают гипсовый кружочек с блюдечка, наклеивают на него красивую картинку. После этого протягивают сквозь отверстие шелковую ленту и украшение готово.

Химические игры. Для вечеров интересной химии можно рекомендовать разнообразные химические игры, например такие.

«Кто быстрее?»

Учащиеся из двух групп, соперничающих, стоящих по обе стороны сцены с прикрепленными к груди химическими знаками и цифрами, написанными на бумаге. Руководитель называет химическую формулу или уравнение, а ведущие каждой группы по команде руководителя составляют эту формулу или уравнение, отыскивая нужные цифры и химические знаки. Премию получает тот, кто быстрее выполнит задание.

Эту игру можно провести и иначе. Каждой группе выдают бумажные шляпы с прикрепленными к ним химическими знаками и цифрами. Руководитель называет химическую формулу или уравнение, а учащиеся сами, без ведущего, становятся так, чтобы составить соответствующую формулу или уравнение. Премию получает группа, которая быстрее выполнит задание.

«Знакомьтесь с элементами»

Ведущий раздает участникам игры шляпки, на которых написаны символы элементов. Каждый из учеников должен остроумно рассказать о свойствах элемента, указанного на шляпке.

«Знакомьтесь с известными российскими и советскими химиками»

На доске развешивают портреты ученых. Ведущий дает участникам игры карточки с фамилиями ученых-химиков. Ученики по очереди подходят к доске и, показав портрет ученого, указанного в карточке, коротко рассказывают его биографию в лучшей художественной форме.

«Какие вы знаете сравнения и пословицы на химические темы?»

Ведущий называет первую часть пословицы или сравнения, а вторую называют ученики, соревнующихся. Например,

Прочный как сталь

Кристально честный человек

Железный характер

Седина как серебро

Быстрый как ртуть

Золотые руки и проч.

«Знакомьтесь с соединениями и солями элементов»

Ведущий раздает участникам игры карточки с названиями солей или соединений различных элементов. Каждый должен написать формулу и интересно рассказать о свойствах вещества, указанного в карточке.

«Знакомьтесь с синтетическими материалами»

Ведущий раздает участникам игры образцы синтетических материалов или изделия из них. Каждый должен кратко и интересно рассказать о свойствах и переработке материала, а также исходные вещества, написать химическую формулу этого материала или сложить ее быстрее из «элементов, на которых написано символы элементов…

Премирования и лотерея. На вечере интересной химии премируют учащихся, набравших больше всего очков за проведенные опыты и во время игр.

Жюри вечера состоит из кружковцев-старшеклассников. Возглавляет жюри учитель химии. Премировать победителей можно популярной литературой по химии, химической посудой, авторучками, красивыми почтовыми карточками, вазочками из керамики, стекла и др. В конце вечера проводят беспроигрышную лотерею.

Художественная часть. Программа художественной части может состоять из следующих номеров: 1) концертные выступления, 2) художественное чтение, декламация, скетчи, 3) танцевальные номера, 4) постановка по рассказу Ю. В. Ходакова «Чудеса Салеха».

Руководитель химического кружка может опыты и отдельные номера из программы одного вечера включить в программу другого, если они соответствуют тематике вечера.

Отзывов (20) на «Вечера интересной химии»

  1. Серж пишет:

    Как все это интересно, где найти таких учителей?

  2. Екатерина Потеряева пишет:

    Мне кажется, что вашим ученикам очень интересно на уроках. Вот мне было не интересно, хотя химию сдавала как вступительный в ВУЗ. Мне было интересно с репетитором, вот у него талант заинтересовать и объяснять.

  3. Андрей пишет:

    Химия химия, как далек я от нее. Спасибо за интересную статью

  4. Макс пишет:

    Химия не мой конек. Но очень интересные есть идет, которые мне пригодятся, спасибо!

  5. Ольга пишет:

    Жаль, что у меня в школе на уроках химии учитель говорил о чем угодно, только не о химии.

  6. Ольга пишет:

    Очень интересно. Правда я к химии не имею никакого отношения, но Вашим ученикам повезло.

  7. Ирина пишет:

    Мне кажется, но 40 минутный доклад — это слишком много. Хотя, если доклад интересный — можно было бы и послушать. Вообще такой вечер был бы очень интересным вообще, жаль, что у нас не было таких

  8. Анна пишет:

    Я очень рада что, моему сыну попалась учитель,который смог пробудить у него интерес к химии,есть такие учителя которые могут это делать.Я думаю автор этой статьи из таких людей и очень завидую окружающим его и детям и взрослым.Спасибо.

  9. Людмила пишет:

    Очень интересная статья. Как у вас фантазия работает! Если бы у меня такой учитель был, я бы наверное очень любила химию.

  10. Ольга пишет:

    Очень интересная статья. С химией я на ВЫ. Если бы меня учили так как Вы, то мы были бы с ней на ты. Очень повезло Вашим ученикам! Удачи Вам!

  11. Ylga пишет:

    Такой интересный материал!
    Василий, попытайтесь привлечь в друзья педагогов В Контакте или на Фэйсбуке.

  12. Людмила пишет:

    Для ваших коллег этот сайт просто находка.Аттракционы особенно интересные

  13. Елена пишет:

    А я любила химию в школе. У меня пятерка за экзамен была выпускной. Сейчас все забыла. А жаль

  14. Эдуард пишет:

    Интересная и полезная статья.

  15. Олег Кузовкин пишет:

    Ну так и организуй такие вечера прямо в сети!

  16. Сергей пишет:

    Вечера на химические темы — интересная идея. Думаю, будет хорошим дополнением проведение практических опытов.

  17. София Курпин пишет:

    Здорово)) Прекрасный план интересного вечера))) Но жаль, химия позабыта со времен средней школы(((

  18. Надежда пишет:

    Мне кажется, что сейчас уже нет учителей, которые с таким интересом преподают предмет.

  19. Kira пишет:

    Как интересно. С нами в школе так не занимались.

  20. Сергей Бочкарев пишет:

    Хорошо, что вы так любите свою профессию.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Опубликовано 31 Окт 2011 в 7:20. Рубрика: Интересное в химии. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.