Нефть
Нефть, или минеральное масло, также, вероятно, возникла при разложении органических веществ и главным образом остатков живих организмов. Она состоит из смеси углеводородов, характер которых может быть весьма различным, смотря по происхождению нефти. Известная еще в древности кавказская нефть (бакинская нефть) состоит преимущественно из циклических насыщенных углеводородов, так называемых нафтенов, и то время как американская нефть содержит почти исключительно углеводороды жирного ряда. Нефть встречается в больших количествах еще в Южной Америке, особенно в Венесуэле и Мексике, а также и Иране н Румынии. Наконец, важные месторождения имеются в Ираке, Бирме, а также на Ворнео и Суматре. Раньше важной областью добыча нефти была Галиция. Небольшие количества нефти были найдены в Северо-Германской низменности, например, около Пэйне и Витце в Нижней Саксонии.
Добыча нефти осуществляется путем бурения скважин в породах, в пустотах которых она находится. Часто под давлением сопутствующих газов, нефть с большой силой выбрасывается из буровых скважин, однако большей частью ее добывают при помощи насосов. Сирая нофть, которая в Советском Союзе называется просто нефтью, представляет собой жидкость от светло-коричневого до черного цвета, иногда довольно густую с удельным весом 0,8-0,9; ее частично используют просто как топливо. Однако большую часть нефти разделяют фракционированной перегонкой на составные части, используемые для различных целей. Прежде всего, из нефти получают: 1) сырой бензин − погон, выкипающий до 150 ºС с уд. весом 0,7; 2) керосин − погон с т. кип. 150-300 ºС и уд. весом 0,75-0,87; 3) среднее масло или газойль с т. кип. 300-350 °С. Из остатка, кипящего выше 350 ºС, путем перегонки в вакууме с перегретым паром можно отогнать еще смазочное масло с уд. весом 0,9. Остается смесь черных смолистых составных частей − асфальт, продукт, который встречается и в природе, где он образуется в качестве остатка при испарении нефти.
Сырой бензин, называемый в Америке нефтью, большей частью после обработки концентрированной серной кислотой и раствором едкого натра подвергается дальнейшей разгонке. Таким образом получают; петролейный эфир или газолин (т. кип. 30-70 °С, уд. вес обычно между 0,64 и 0,66, аттракционный или моющий, бензин (т. кип. 70-110 ºС) и тяжелый бенаин (т. кии. 100-140 ºС, уд. вес примерно 0,75). Указанные температуры кипения и удельные веса должны дать только приблизительную характеристику соответствующих продуктов. Они значительно колеблются у продажных сортов, и, поскольку речь идет не об однороднокипящих продуктах, даже границы колебаний не могут быть, установлены точно. Бензины применяют преимущественно как моторное топливо, а также для экстракции и как средство для чистки: средние масла используют для получения масляного газа, для карбюрирования водяного газа и в качество топлива для газовых двигателей. Применение других нефтяных погоцон ясно из их названий. Бензин, газолин и нефть обладают примерно равной теплотворной способностью. Из смазочных масел при дальнейшей переработке получают еще один продукт нефтяной промышленности − парафин. Последний кристаллизуется при охлаждении смазочного масла от −5 до −10 °С в виде крупных пластинок. Парафин − воскообразный белый прозрачный продукт − является, подобно другим составным частям печати, смесью углеводородов. Различают твердый и мягкий парафин. Твердый парафин, называемый также церезином, плавится при 52-56 °С. Его используют преимущественно для приготовления свечей. Более низкоплавкий мягкий парафин находит применение при производстве спичек, для аппретуры тканей, для приготовления так называемой восковой бумаги, как изолирукшщй материал в электротехнике, для изготовления фармацевтических мазей. Для тех же целей служит также жидкий при обычной температуре парафин (парафиновое масло) − прозрачная, бесцветная, но флуоресцирующая маслообразная жидкость кипящая выше 360 °С, с уд. весом 0,88.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.