Проблемы преподавания курса аналитической химии
Несомненно, во всем мире кафедры аналитической химии сталкиваются с немалыми трудностями в своей работе. Одна из таких проблем — необходимость наличия оборудования. Преподавание аналитики без использования сложных физических приборов сегодня просто недопустимо — это дезориентирует выпускников и подрывает престиж кафедр аналитической химии. Но огромное разнообразие аналитических приборов, постоянное появление все более и более совершенных моделей, высокая стоимость и сложность обслуживания современных приборов приводят к невозможности обеспечить этими приборами вузовские кафедры. Эта проблема не является специфически российской; в той или иной степени она затрагивает все страны. Есть несколько способов выхода из положения (например, использование ресурсов НИИ и промышленных предприятий), но добиться успеха весьма сложно.
Другая серьезная проблема — это нерешенность методологических и концептуальных вопросов, связанных с аналитической химией как учебной дисциплиной. Глубоко думающие преподаватели задают себе вопрос, чему же именно они учат студентов, что должен представлять собой курс аналитической химии. Не имея основной концепции, трудно добиться того, чтобы эта наука воспринималась студентом как единое целое, а не как случайное собрание разнообразных теоретических сведений о разных методах анализа. Известный бельгийский аналитик Д. Массар писал, что аналитики ищут общую тематическую характеристику аналитической химии и некоторую фундаментальную теорию, на которой можно строить курс. По-видимому, в базовом курсе аналитической химии необходимо делать акцент не на детальное изучение отдельных методов анализа, а на то общее, что объединяет разные методы — как химические, так и физические. Это, например, учение об аналитическом сигнале, принципы пробоотбора, принципы сравнения методов, критерии сравнения методик, метрологические аспекты анализа и т. п.
Выше уже отмечалось, что курс аналитической химии должен приблизиться к современному состоянию аналитической химии как науки, отражать ее новые достижения. Это положение бесспорно, но его реализация приводит к противоречию: курс аналитической химии на химических факультетах традиционно рассматривают как составную часть общехимической подготовки студента, тогда как основные достижения аналитической химии в XX в. (например, спектроскопия ЯМР, нейтронно-активационный анализ, иммуно-анализ, хемометрика и т.п.) зачастую лежат в стороне от химии! Очевидно, здесь должно быть найдено компромиссное решение. Возможные и необходимые изменения в содержании и методике преподавания курса аналитической химии в российских вузах детально рассмотрены в ряде статей аналитиков-методистов.
Ввиду начавшегося сближения российской высшей школы (в рамках болонского процесса) с западноевропейской системой высшего образования особенно актуально изучение опыта европейских вузов в области преподавания аналитической химии. В последние годы выработан и утвержден единый учебный план подготовки бакалавров химии в странах Евросоюза. Многие европейские университеты его категорически отвергли, другие поддержали и начали использовать. Была выработана и общеевропейская программа базового курса аналитической химии. В программе отсутствуют такие традиционные разделы, как классический качественный анализ, гравиметрия, почти не рассматриваются равновесия аналитических реакций. Резко снижено внимание к титриметрии и фотометрии. Важнейшими разделами программы стали «Метрологические аспекты анализа», «Хемометрика», «Сенсоры», «Стратегия выбора метода анализа». Представление об этой программе дает и учебник под редакцией Р. Кельнера, Ж. М. Мерме, М. Отто и М. Видмера, вышедший в русском переводе. Хотя это скорее не учебник в традиционном смысле слова, а энциклопедия современной аналитической химии.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.