Представления об элементах
Представления об элементах. Считается, что умозрительная идея о единой основе всех веществ материального мира впервые была выдвинута греческим философом Фалесом (VI в. до н.э.). Такой основой Фалес считал воду. Другие философы разделяли идею Фалеса о единой первооснове всех веществ, но такой первоосновой считали другие субстанции: Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь. Представления о первоэлементах ранее выдвигались также китайскими и индийскими философами.
Греческий мыслитель Эмпедокл в V в. до н.э. ввел идею об одновременном существовании четырех «первоэлементов», или «стихий» (воздух, вода, огонь и земля), не переходящих друг в Друга и образующих при смешении или объединении своих «осколков» все видимые тела. «Осколки» эти столь малы, что недоступны чувственному восприятию. Свойства конкретных веществ, По Эмпедоклу, определяются природой и количественным соотношением объединяющихся или смешивающихся «осколков» первоэлементов. При этом ученик Эмпедокла Анаксагор указывал, то во всех телах следует определить основную часть — то, что присутствует преимущественно в каком-то количестве каждого тела определяет свойства конкретного тела. Такие представления (связь свойств веществ и их состава) не могли быть чисто умозрительными; вероятно, в них отражался опыт практической работы с веществами разной степени чистоты.
В последующей античной натурфилософии представления Эмпедокла развивались одновременно в двух направлениях: в виде учения о бесконечно делимых и переходящих друг в друга первоэлементах (Аристотель и др.) и в виде учения о неделимых и не переходящих друг в друга атомах (Демокрит и др.).
С точки зрения современной материалистической науки Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) в чем-то отошел назад от четких, хотя и во многом механистических представлений Эмпедокла, а в чем-то существенно их развил. Прежде всего, Аристотель подчеркивал, что элементы-стихии не следует отождествлять с реальными веществами. Стихия «вода» для Аристотеля — лишь философская категория, идеальный носитель некоторых качеств (холода и влажности), одна из форм существования единой материи, а не обычная вода для питья. Как писал учитель Аристотеля Платон, «… то, что теперь носит имя воды, сгущаясь… превращается в камни и землю, а будучи растворено и разрежено, то же самое становится ветром и воздухом, воспламенившийся же воздух — огнем… Эти стихии идут кругом и последовательно дают рождение одна другой». Из этой цитаты видно, что мысль о первооснове всех веществ материального мира была дополнена заманчивой и весьма важной для истории химии идеей о возможности неограниченного превращения веществ — не только из одного агрегатного состояния в другое, но и в качественно иные вещества. Именно из этого положения впоследствии исходили первые алхимики (Болос, Зосима и др.), пытаясь превратить обычные металлы в благородные. Металлы они рассматривали как элементы, подобные аристотелевским первоэлементам-стихиям. Такое расширение круга элементов можно оправдать тем, что великий Аристотель сам добавил к перечню Эмпедокла пятый элемент — эфир, заполняющий мировое пространство.
По-видимому, именно Аристотель стал четко различать понятия «смесь» и «химическое соединение»: «Когда что-нибудь соединяется друг с другом, все содержимое смешанного становится единым. Но это происходит не так, как будто вещи собирают в кучу, а так, как образуются слоги. Слог представляет собой иное качество, чем его элементы — буквы». Таким образом, соединение должно иметь совершенно иные качества, чем его элементы или простая смесь их. Важно и соотношение элементов. Например, по мнению Аристотеля, металлы образованы в основном землей, но в них есть и вода, причем ее больше, чем в камнях. Следует подчеркнуть, что ни Аристотель, ни следовавшие за ним другие мыслители Античного мира не пытались экспериментально определить количественное содержание элементов в реальных веществах. Это можно объяснить не только характерным для античной натурфилософии пренебрежением к экспериментальной проверке умозаключений и их практическому применению, но и тем, что для последователей Аристотеля элементы — лишь временные состояния одной и той же материи, меняющей свою форму при любом воздействии. Определение соотношения элементов в этом случае не имеет особого смысла.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.