Предмет исследования
Одни и те же объекты можно изучать с разных сторон, они могут быть объектами для разных наук. Сельскохозяйственное производство — объект исследований агрономов, экономистов и экологов, учебный процесс — объект исследований педагогов, психологов, педиатров и экономистов. Поэтому в методологии науки в дополнение к понятию «объект исследования» появилось важнейшее понятие предмет исследования — совокупность свойств объекта, которая интересует данного исследователя и непосредственно связана с целью его работы. Любой ученый изучает свой объект с какой-то одной стороны, выделяет в качестве главных те признаки объекта, которые наиболее существенны для данной науки. При исследовании некоторого вещества (например, бензина) химика-аналитика интересует его химический состав, а следовательно, и методы определения этого состава. Другие свойства изучаются другими науками. Теплотворная способность бензинов разного типа, их температура замерзания и способность к детонации (октановое число) входят в область интересов особой технической науки — химмотологии. Токсичностью бензина занимаются гигиенисты, его себестоимость оценивают технологи и экономисты и т.д.
Осознание предмета каждой частной науки, да и предмета каждого конкретного исследования весьма важно. Можно наблюдать такую ситуацию: объект науки существует, но ее предмет выбран ошибочно. Так, и астрология, и астрономия — науки о звездах. Но в отличие от астронома астролога не интересуют действительные свойства небесных тел, его предмет — никем не доказанная связь между расположением звезд и судьбой того или иного человека. Таким образом, предмет астрологии более чем сомнителен. Размытость, неопределенность предмета частной науки (например, экологии) очень затрудняет ее развитие и изучение. Часто наблюдается деление науки, единой по своему предмету (например, медицины), на ряд отдельных научных дисциплин, постепенно теряющих между собой связь. И, наоборот, в рамках одной научной специальности или одной учебной дисциплины (например, физической химии) иногда механические традиции объединяют несколько наук, принципиально разных по своему предмету. Проблема предмета науки особенно сложна из-за вполне реальных и неуправляемых процессов интеграции и дифференциации частных наук. Единая наука «химия» в XIX в. подверглась дифференциации. Некоторые науковеды считают, что к настоящему времени неорганическая химия и физическая химия также распались на ряд самостоятельных наук. В то же время интеграционные процессы привели в XX в. к появлению экологии и кибернетики, включивших в себя отдельные разделы из других, ранее не связанных наук.
Несмотря на очевидную важность определения предмета аналитической химии, в научной литературе этот вопрос обсуждается редко и поверхностно. В качестве первого приближения можно сказать, что предметом аналитической химии как науки является химический состав веществ и методы его установления. Детализируя понятие «химический состав», обычно уточняют, что речь идет о выявлении качественного состава исследуемого объекта (установлении природы его компонентов) и количественного содержания всех или некоторых компонентов. При этом возможны разные уровни выделения компонентов, а значит, и разные уровни изучения химического состава: можно находить содержание изотопов, элементов, молекул, суммарное содержание молекул однотипного строения, а также содержание тех или иных фаз в составе твердого вещества. Если принять, что основной объект научных исследований в современной аналитической химии — это процесс анализа, то логично считать, что основным предметом нашей науки являются методы анализа. Именно метод — важнейшая составляющая процесса анализа в целом. Ученые-аналитики создают новые методы, развивают их, уточняют или расширяют границы их применимости, сопоставляют разные методы и находят в них нечто общее. Именно поэтому понятие «метод анализа» входит в большинство дефиниций нашей науки.
Перечисленные положения не вызывают особых дискуссий, с таким пониманием предмета аналитической химии согласны, кажется, все аналитики. Однако оно все же является недостаточным, слишком узким. Аналитическая химия — вовсе не сумма методов анализа. Приведенное определение предмета науки не охватывает многих аспектов химико-аналитических исследований, в частности изучения химического строения веществ, выявления характеристических свойств веществ, обобщения опыта аналитической службы, выработки методических рекомендаций для нее. Эти вопросы требуют более детального обсуждения.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.