Понятия «метод» и «методология»

Понятие метода и методологии. Научным методом называют совокупность приемов, благодаря которым ученый получает новые знания. Для ученых Древней Греции основными приемами исследования были наблюдения и рассуждения, а критерием истинности полученных выводов — их логичность и соответствие мнению авторитетных предшественников. Этот довольно неэффективный метод в эпоху Возрождения сменился другим («галилеевским»), основанным на активной деятельности самого исследователя. Важнейшим приемом стало моделирование изучаемых процессов, в частности математическое моделирование и физический эксперимент. Разумеется, наблюдения и логические умозаключения сохранили свою роль и в рамках нового метода. В многочисленных книгах и статьях со времен Аристотеля обсуждается общая методология (научных исследований и частные методологические проблемы отдельных наук, особенно естественных. Однако методологические аспекты конкретных наук разработаны недостаточно. Это относится и к аналитической химии.

Философы исследуют закономерности процесса познания не на индивидуально-психологическом, а на предельно обобщенном уровне. Соответствующий раздел философии называется когнитологией. На стыке философии и точных наук возникли и особые промежуточные научные дисциплины — «науковедение» и «логика и методология науки». В рамках первой дисциплины науку рассматривают как исторически развивающийся социальный феномен, исследуют различные способы организации научных исследований, оценивают их эффективность. Науковеды стремятся выявить закономерности развития науки, объяснить ее историю и прогнозировать будущее развитие. Это важно, ведь в сфере научных исследований заняты миллионы людей, для общества наука стала весьма значимой производительной силой. Науковедение помогает целенаправленно развивать науку как социальное явление. В частности, создавать эффективно работающие институты, правильно распределять средства для проведения исследований. Если организационные вопросы шакэт без учета методологических рекомендаций, то часто делают это лучшим образом… В рамках второй дисциплины изучают совокупить интеллектуальных операций, познавательных процедур и формализованных методов научного познания, создают общую методологию науки, единую для всех ее областей. Таким образом, наука делает саму себя предметом объективного исследования.

Термин «методология» можно расшифровывать по-разному. В общефилософском плане методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах какой-либо деятельности. Применительно к научной деятельности методологию определяют как науку о путях приращения и упорядочивания знаний. Конкретизируя это определение и учитывая лишь прикладной аспект, можно сказать, что методология — это наука о способах и средствах рационализации научной деятельности. Общая методология науки по сути является частью философии, она включает следующие проблемы: существование и достижимость объективной научной истины; критерии истинности знаний; индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному) методы познания. Рассматривают основные способы исследования: анализ и синтез, а также их взаимосвязь; эмпирический и теоретический уровни научных знаний; принципы создания и проверки научных гипотез; способы систематизации научных знаний и др.

Важную роль в развитии методологии науки сыграли работы великих философов прошлого, рассмотревших проблемы познания в диалектическом аспекте. Большую роль сыграли методологические труды Р. Карнапа, К. Поппера, Т. Куна и других философов. Однако специалист в области точных наук не найдет у этих философов конкретных рекомендаций, прямо относящихся к его работе. Чем более общей является методология, тем она неопре­деленнее в отношении рекомендаций. Попытки применить общие законы диалектики непосредственно для выработки практических Рекомендаций никогда не были особенно плодотворными. Очевидно, «…общее (философия) входит в частное (специальные науки) не прямо, а через особенное, в качестве которого выступают внутринаучные методологические исследования».

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Опубликовано 17 Мар 2012 в 10:10. Рубрика: Аналитическая химия. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.