Подготовка профессиональных аналитиков
В начале XIX в. аналитиков в России готовили преимущественно в Горном институте (Санкт-Петербург). В программу обучений входили специальные курсы по разным методам и объектам анализа. Г. И. Гесс ввел в институте систематические практические занятия по аналитической химии. Обучение заканчивалось строгим итоговым экзаменом. С точки зрения уровня преподавания аналитической химии соответствующая кафедра (первая в стране) до конца XIX в. оставалась самой основательной в России Профессиональных аналитиков со средним образованием готовили в нескольких технических училищах.
Для Западной Европы и особенно для Германии характерна была иная система профессиональной подготовки аналитиков, она складывалась именно в университетах. Некоторые студенты после успешного освоения основных химических дисциплин (в том числе курса аналитической химии) получали по собственному желанию дополнительную подготовку в исследовательских лабораториях крупных аналитиков (К. Р. Фрезениус, Р. Бунзен). Обязательно выполняли там самостоятельные исследования, а впоследствии защищали результаты этих исследований в качестве магистерских или даже докторских диссертаций. В аналитических лабораториях стажировались и некоторые выпускники прошлых лет, и молодые химики из других городов, даже из других стран. Пример — стажировка молодого Д. И. Менделеева в лаборатории Бунзена.
На рубеже XIX—XX вв. схожая система специализации старшекурсников стала формироваться и в российских университетах. Профессора начали читать для некоторых старшекурсников (своих будущих дипломников) факультативные лекционные курсы по отдельным методам анализа. В ходе реформы высшего образования в 1930— 1940-е гг. эта система была существенно усилена. В советских университетах появились наборы обязательных спецкурсов, появилось понятие «выпускающей кафедры». Специализация студентов на выпускающих кафедрах включала кроме ряда спецкурсов и спецпрактикумов подготовку курсовых работ, выполнение дипломной работы (обычно по тематике научных исследований выпускающей кафедры), а также производственную практику, например в НИИ или в лабораториях промышленных предприятий. Суммарный объем дисциплин специализации обычно составлял 200-300 аудиторных часов. Система специализации, безусловно, стала одним из достижений отечественного высшего образования. Направление специализации учитывалось (в определенной степени) при трудоустройстве выпускников вузов. Даже сейчас после отмены в России государственной системы распределения специализация выпускника учитывается в ходе его трудоустройства.
В лучших университетах страны специализация студентов в области аналитической химии являлась и является весьма эффективным (но не единственным) способом их профессиональной подготовки. Ведь на кафедрах аналитической химии в нашей стране обычно специализировалось лишь 10-15 % выпускников, а профессионально занимаются химическим анализом, по разным оценкам, 20-30 % выпускников химических факультетов. Это означает, что в аналитические лаборатории приходят и выпускники других кафедр. Там работает также немало выпускников других факультетов (физики, биологи, математики) и даже других вузов (врачи, педагоги, инженеры). Примерно те же тенденции характерны для США, Германии, Японии и ряда других развитых стран, хотя понятие выпускающей кафедры и специализации там не прижилось. В этих странах стремятся усилить профессиональную подготовку (в том числе и подготовку будущих аналитиков), начав ее как можно раньше, в частности путем модернизации содержания базового курса аналитической химии. Для студентов доступно большое число факультативных дисциплин профессиональной направленности (особенно популярны они у будущих магистров). Значительно лучше, чем в России, организовано дополнительное обучение выпускников, уже работающих в лабораториях. Так, японские фирмы нередко присылают своих молодых сотрудников обратно в университеты для глубокого освоения тех или иных методов анализа, необходимых этим специалистам по роду их нынешней деятельности.
Профессиональная подготовка студентов отечественных университетов в области аналитической химии сталкивается с весьма сложной проблемой. В 1970-е гг. стало ясно, что многие университетские выпускники, имеющие широкую подготовку в области аналитической химии, попадая на работу в контрольно-аналитические лаборатории промышленных предприятий, с трудом там адаптируются. Во-первых, они недостаточно разбираются в конкретных производствах и технологиях, не знают соответствующих объектов анализа. Во-вторых, выпускающие кафедры нацеливали их преимущественно на исследовательскую деятельность, не учитывая требования массового производства. Как правило, молодые аналитики плохо представляют себе организационные, метрологические, экономические, правовые и социальные аспекты работы своих лабораторий.
В то же время выпускники специализированных (технических, агрохимических и т.п.) вузов, в целом хорошо знающие свою предметную область, довольно быстро адаптировались в соответствующих лабораториях, их проблемой было другое — слабое знание современных методов и средств анализа. Очевидно, проблему подготовки кадров для контрольно-аналитических лабораторий можно было решить выпуском аналитиков-инженеров, аналитиков-фармацевтов, аналитиков-агрохимиков (наряду с аналитиками широкого профиля, которых по-прежнему будут готовить университеты). Тем более что был прецедент и имеется опыт: Уральский политехнический институт длительное время готовил аналитиков-инженеров для Министерства среднего машиностроения (ныне Росатом). Идея о целесообразности подготовки инженеров-аналитиков была, по-видимому, выдвинута еще Н. А. Тананаевым, впоследствии к ней неоднократно возвращались.
В 1975 г. НСАХ начал соответствующую кампанию, опубликовав вначале статью (Ю. А. Золотов) в журнале «Заводская лаборатория», а затем обратившись в соответствующие министерства и ведомства. В итоге обсуждения этих обращений решено было начать подготовку профессиональных аналитиков в целом ряде технических вузов, сделать кафедры, аналитической химии этих вузов выпускающими. На рубеже XX и XXI в инженеров-аналитиков готовили в Московской академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Казанском химико-технологическом университете, Санкт-Петербургском, Уральском и Ярославском технических университетах. Специалистов в области аналитического обеспечения организаций медицины стали готовить в Башкирской медицинской академии; в общей сложности эти вузы выпускали не более 100 аналитиков в год. Пока что задача подготовки профессиональных аналитиков по-прежнему ложится на классические университеты. Поэтому надо совершенствовать систему специализации выпускников, в большей мере ориентируя их на требования рынка труда. Одним из средств решения проблемы является подготовка профессиональных аналитиков через магистратуру, в том числе в технических и технологических вузах.
Содержание университетской специализации «Аналитическая химия» не регламентировано государственными стандартами, и каждый вуз вправе формировать свою систему профессиональной подготовки аналитиков, учитывающую традиции и возможности вуза. Особенности региона и внешние связи выпускающих кафедр учитываются в классических университетах путем выбора профильной группы объектов анализа. В Ростовском государственном университете повышенное внимание уделяется фармацевтическим препаратам и пищевым продуктам, в Красноярском — объектам криминалистической и экологической экспертизы, в Омском — нефтепродуктам и т.д. Эта тенденция представляется естественной, если не доводится до абсурда — никакой университет не должен готовить специалистов, которые могут анализировать объекты только одной группы! Содержание специализации «Аналитическая химия» в разных университетах не может быть принципиально разным, поскольку все кафедры должны учитывать одни и те же факторы: современное состояние аналитической химии как науки, уровень и перспективы развития аналитической службы в России, опыт и традиции ведущих российских университетов. Следует учитывать также возможность перевода студентов из вуза в вуз, желательность единого учебно-методического и программного обеспечения и т.п.
Традиционный подход к специализации «Аналитическая химия» ориентирован на научную или преподавательскую деятельность выпускника.
Он логично вылился в последовательное изучение теоретических основ прикладных аспектов отдельных методов анализа (естественно, не всех, а нескольких важнейших). Конкретные объекты анализа рассматривают относительно редко и довольно поверхностно, за исключением, пожалуй, объектов окружающей среды. Организация аналитической службы и практика работы аналитических лабораторий фактически не рассматриваются. Напротив, прикладной подход предполагает не столько фундаментальное изучение теоретических основ соответствующих методов, сколько детальное изучение работы аналитических лабораторий с упором на специфику лабораторий определенной отрасли. Задачей прикладного подхода является подготовка студента к работе в сферах материального производства (заводские лаборатории), а также государственного и регионального контроля (системы экологического мониторинга и сан-эпиднадзора, лаборатории, контролирующие качество пищевых, нефтяных продуктов, лекарственных препаратов, криминалистические лаборатории и т.п.). Такой подход требует дополнительного изучения самих объектов анализа. Уделить должное внимание обеим составляющим профессиональной подготовки — и фундаментальной, и прикладной — довольно сложно, при традиционной схеме подготовки специалиста для этого не хватает времени.
Естественно, оба подхода имеют свои достоинства и свои недостатки. Выбор подхода связан с проблемой трудоустройства выпускников и не может определяться в приказном порядке. Вероятно, прикладной подход к подготовке аналитиков больше подходит для отраслевых вузов. Он допустим и даже оправдан в тех классических университетах, которые направляют большую часть своих выпускников-аналитиков на работу в контрольно-аналитические лаборатории предприятий региона, например в связи с тем, что в соответствующих регионах технологические, технические и другие отраслевые вузы аналитиков не готовят. Бессис-темность при формировании специализации проявляется не в выборе подхода (традиционного или прикладного), а в том, что в учебный план включают не все важнейшие методы анализа или не все важнейшие аспекты деятельности аналитической лаборатории.
Анализ материалов анкетирования вузов позволил Комиссии НСАХ по преподаванию в 2002 г. выработать и предложить систематизированные наборы спецкурсов, отражающие оба подхода к специализации. Рекомендации комиссии были утверждены УМО университетов в качестве нормативного документа. Набор фундаментальных спецкурсов, предлагаемый УМО для вузов, реализующих традиционный подход к специализации, для большинства университетов вполне привычен. Это курсы «Введение в аналитическую химию», «Спектроскопические методы анализа», «Электрохимические методы анализа», «Методы разделения и концентрирования», «Анализ конкретных объектов», «Метрологические основы аналитической химии» и другие курсы по выбору кафедры, традиционные и/или целесообразные с точки зрения региональных интересов. Для студента они могут быть обязательными или элективными. В ряду «других спецкурсов» особенно важны курсы «Аналитическая служба» и «История и методология аналитической химии». Существенные отличия между рекомендациями УМО и практикой работы вузов есть лишь в распределении учебных часов. При последовательной реализации приклал ного подхода представляется целесообразной иная система спецкурсов.В их перечень должны входить: «Организация работы аналитической лаборатории», «Аттестация, унификация и стандартизация методик анализа», «Основы метрологии», «Анализ объектов окружающей среды» «Анализ технических объектов» и т. п. Кроме перечисленных обязательно должны быть спецкурсы, сгруппированные «по методам». Распределение часов на эти спецкурсы может учитывать, какие методы более применимы при анализе профильной группы объектов. Возможно, стоило бы прикладную специализацию по изложенной выше схеме именовать особым образом, например «Химико-аналитическая служба». Наименование же «Аналитическая химия» можно сохранить лишь за университетской специализацией в ее традиционном фундаментальном виде. Естественно, сведение профессиональной подготовки к последовательному освоению стандартных методик анализа какого-либо объекта (не дополнительно, а взамен систематического изучения важнейших методов и/или основных аспектов работы аналитических лабораторий) представляется недопустимым. В то же время тематика курсовых и дипломных работ должна учитывать реальные потребности предприятий и лабораторий, а не только научные интересы руководителей. Преимущественное внимание к определенной отрасли («региональный компонент») может быть отражено введением еще одного спецкурса, в котором будут рассмотрены объекты, профильные для выпускающей кафедры (классификация, технология, состав, показатели качества и т.п.).
Таким образом, организационные формы профессиональной подготовки аналитиков многообразны. При переходе вузов на двухступенчатую систему подготовки специалистов существующие схемы, несомненно, должны быть пересмотрены. По-видимому, в рамках бакалавриата серьезную профессиональную подготовку химиков-аналитиков обеспечить не удастся. Для обеспечения такой подготовки должны быть сформированы особые программы магистратуры. Удачные образцы подобных программ имеются в университетах зарубежных стран. Появились первые магистерские программы по аналитической химии и в нашей стране (например, в Российском химико-технологическом университете им. Д. И. Менделеева).
Отметим, что специализация «Аналитическая химия» не является единственно возможной формой профессиональной подготовки аналитиков в университетах. Такая подготовка (в прикладном аспекте) на кафедрах аналитической химии фактически ведется и в рамках других специализаций, а в некоторых университетах — в рамках и нехимических специальностей. Возможно, подготовку аналитиков как в технических вузах, так и в классических университетах стоило бы вьшелить в отдельную специальность.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.