Относительный характер методологических рекомендаций
Методологические рекомендации. Специалисты в области точных наук привыкли к определенности выводов, доказательности аргументов, объективным и бесспорным количественным оценкам. Знания в области методологии науки не менее объективны, чем знания о явлениях природы. Но в данной области, как и в философии в целом, нельзя что-либо окончательно доказать или опровергнуть, так как невозможно провести соответствующий контрольный эксперимент. Предлагаемые тем или иным автором решения частных методологических проблем, как и его методологические рекомендации, всегда будут иметь относительный и во многом субъективный характер. Прийти к единому мнению по методологическим проблемам химии как науки гораздо труднее, чем по конкретным вопросам, изучаемым той или иной химической наукой. Именно поэтому по методологическим проблемам науки периодически вспыхивают острые дискуссии, которые нередко так и не приводят к общему решению. Но даже незавершенные дискуссии не бесплодны. Они позволяют, хотя и медленно, продвигаться к единому пониманию основных понятий, нахождению решений, приемлемых для большинства участников дискуссии. Сами спорящие начинают учитывать существование иных точек зрения и выдвигают все более точные и взвешенные аргументы, все более продуманно формулируют свои позиции и выводы. Несомненно, такие дискуссии будут продолжаться. Но нужны не столько дискуссии, сколько глубокие философско-методологические исследования в области частных наук. Пока что их не так много.
Методологические аспекты различных наук вызывают неодинаковый интерес и исследованы в разной степени. Большее внимание уделялось всемирной истории, педагогике, высшей математике, квантовой механике, генетике, молекулярной биологии. В этом же ряду стоит аналитическая химия. Методологические проблемы этой науки были предметом многих публикаций и устных дискуссий; они обсуждаются чаще, чем аналогичные проблемы других химических наук. Дискуссия идет давно, причем и в нашей стране, и за рубежом. Это связано с резким изменением содержания науки о химическом анализе, которое произошло во второй половине XX в. Изменились и продолжают меняться не только арсенал методов, но и основные понятия и идеи, т.е. парадигма аналитической химии. Дискуссионность методологических аспектов аналитической химии должна быть принята во внимание при изучении материала, представленного далее в нашей книги (его содержание вовсе не является согласованной позицией всех аналитиков). В какой-то степени здесь будут отражены взгляды большинства специалистов, в какой-то степени — субъективные взгляды и личный опыт авторов. Стимулы развития нашей науки, а также общие закономерности создания и развития методов анализа были рассмотрены в предыдущих главах. Далее будут проанализированы следующие методологические проблем:
- характеристика аналитической химии как науки (дефиниция, объект и предмет, цели и задачи);
- уровни и направленность научных исследований, фундаментальные и прикладные аспекты исследований в данной области, взаимоотношения нашей науки и аналитической службы;
- внутренняя структура аналитической химии и положение аналитической химии в системе наук.
Конечно, приведенный перечень не является исчерпывающим, но именно эти методологические проблемы вызывают наибольший интерес аналитиков, именно они обычно являются предметом дискуссии.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.