Организационно-методические аспекты анализа

Процесс анализа не сводится к применению того или иного метода. Очевидно, в предмет аналитической химии следует включить и те стороны процесса анализа, которые не связаны с каким-либо конкретным методом. Это отбор и подготовка проб разного типа, хемометрические аспекты анализа, метрологическая оценка погрешности отдельных измерений и анализа в целом, интерпретация полученных результатов. Важный раздел — теоретические основы использования результатов (аналитический сигнал как средство Управления процессом, экономика анализа, оптимизация количества необходимой информации). Работу аналитической службы и Конкретных аналитических лабораторий (их структуру, оптимальную организацию труда и методическое обеспечение) тоже надо изучать научными методами. Пока еще немного исследований по сопоставлению и выбору методик для решения тех или иных химико-аналитических задач, но они необходимы и уже появляются. В длинном ряду исследовательских направлений следует назвать и работы по истории и методологии аналитической химии.

Соотношения между методом и объектом познания не раз были предметом изучения философов. Аналитики также неоднократно обсуждали соотношение между методом анализа и его объектом. Очевидно, выбор метода определяется природой исследуемого объекта, но не наоборот. Однако с методологической точки зрения правильнее рассматривать триаду проблема — объект анализа — метод анализа. Многие направления исследований в нашей науке соответствуют областям пересечения элементов такой триады, взятых попарно. Так, разработку частных методик, исследование пробоотбора и пробоподготовки можно рассматривать как приспособление метода под анализ определенного объекта. Не менее важны исследования, в которых метод адаптируют для решения определенной проблемы. Примером могут быть исследования, нацеленные на повышение чувствительности или повышение точности спектрального анализа. А на стыке проблемы и объекта окажется сразу целый ряд вопросов: с какими аналитическими проблемами связан анализ тех или иных-объектов; с какими объектами лучше всего работать, чтобы найти решение некоторой общеаналитической проблемы; что надо определять в данном объекте, чтобы оптимальным способом решить некоторую научную проблему (поиск химических маркеров заболеваний, поиск интегральных показателей или индикаторных веществ для экспрессной оценки загрязнения окружающей среды). Все эти вопросы связаны с осознанием реальной цели того или иного анализа и ее формулировкой.

Несколько другой методологический подход заложен в четырехзвенной формуле: проблема — объект анализа — определяемый компонент — метод анализа. Элементы этой формулы в неявном виде присутствуют в любой конкретной методике. Чтобы понять особенности методики, увидеть ее принципиальные достоинства и недостатки, очень полезно выявить элементы этой формулы и их взаимосвязи.

Рассмотрим конкретный пример. Допустим, опубликована статья, посвященная непрерывному неразрушающему анализу борсодержащей руды на транспортере методом нейтронно-абсорбционного анализа. Проблемный аспект здесь — обеспечение непрерывности и недеструктивности анализа; обычно добиться этого очень трудно. Объект анализа — руда. Определяемый компонент — бор. Метод основан на поглощении нейтронов образцом. Здесь все удачно взаимосвязано. Нейтронно-абсорбционый метод не требует разложения анализируемого объекта; определение к тому же можно проводить практически в режиме реального времени и непрерывно. Бор сильно поглощает нейтроны, для его определения очень подходит нейтронно-абсорбционный метод, в том числе и при анализе руды, если она не содержит других сильно поглощающих нейтроны элементов или элементов, активирующихся нейтронами используемых энергий.

Четырехзвенная формула полезна и в другом отношении. Некоторому заданному набору ее элементов обычно соответствует лишь одна оптимальная методика (или несколько однотипных). Поэтому все элементы такой формулы следует «держать в уме» при поиске подходящей методики в литературе или при самосто­ятельной разработке новой методики.

Бывают и лаборатории разного типа, ориентированные на проблему, метод, объект анализа, определяемые компоненты. Лаборатория локального анализа является проблемно-ориентированной; в ней могут применяться разные методы, и она может иметь дело с разными объектами. Лаборатория атомно-абсорбционного анализа, понятно, ориентирована на один из методов. Лаборатория анализа горных пород, лаборатория определения благородных металлов нацелены соответственно на объект и определяемые компоненты.

Таким образом, предмет современной аналитической химии как науки включает многие аспекты:

1) химический (элементный, изотопный, вещественный, молекулярный, структурно-групповой и фазовый) состав объектов анализа;

2)       структура объектов (прежде всего молекулярное строение органических веществ);

3)       характеристические свойства объектов определения;

4)       методы и методики установления состава и строения веществ;

5)       организация аналитической службы, обеспечение качества анализа.

Относительная значимость разных аспектов зависит от субъективных факторов. Так, И. П. Алимарин и Л. Н. Москвин выделяли третий аспект, подчеркивали важность фундаментальных исследований, относящихся к свойствам объектов определения, закономерностям реакций, используемых в ходе анализа. Напротив, Р. Кельнер и другие авторы «европейского» учебника подчеркивают особую значимость последнего аспекта. Этим аспектом ученые долго пренебрегали, но в последние годы положение меняется. Работа аналитической службы становится важным объектом научного исследования. Растет внимание и к структурным исследованиям (второй пункт приведенного выше перечня). Однако при всей многоаспектности нашей науки методы анализа были и, вероятно, навсегда останутся важнейшим предметом исследований аналитиков.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Опубликовано 19 Мар 2012 в 10:02. Рубрика: Аналитическая химия. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.