Объект исследования
Объектом теории познания называют то, что противостоит познающему субъекту, в частности исследователю, работающему в той или иной области науки. Нет объекта — нет и науки. Примером может быть лженаука «уфология»: раз пришельцев из Космоса нет, изучать уфологам нечего. Для естественных наук характерны материальные объекты исследования (для астрономии — небесные тела, для зоологии — животные, для органической химии — соединения углерода и т. п.). Объекты химико-аналитических исследований также материальны. Это любые вещества — неорганические и органические, природные и синтетические, низко- и высокомолекулярные, в любом агрегатном состоянии и в любых условиях. Круг таких объектов постоянно расширяется. Всего три века назад он включал в основном минералы и металлы, позднее в него попали органические вещества и объекты окружающей среды, затем — биообъекты, космические объекты, плазма и многое другое. Естественно, преимущественное внимание исследователей в области аналитической химии переключается то на одни, то на другие объекты. Методологическое понятие «объект исследования» для нашей науки включает профессиональный термин «объект анализа», но не совпадает с ним. Методологическое понятие значительно шире. В качестве объекта исследования рассматривают не только конкретные объекты анализа, но и сам процесс анализа. Аналогичные концепции приняты в других науках. Например, объект исследования палеонтологов — не столько останки вымерших животных, сколько процесс биологической эволюции. Тем же процессом занимаются и представители Других биологических наук, например генетики.
В истории нашей науки наблюдается интересная тенденция: в XVIII и XIX в., когда эта наука только складывалась, процесс анализа не был объектом специальных исследований. Во времена Лавуазье могла появиться научная статья с названием «Анализ гипса путем взвешивания», но вряд ли могла появиться работа «Способы повышения точности весового анализа». Начиная с К. Р. Фрезениуса и особенно в XX в., исследователи-аналитики все больше и больше начинали заниматься осмыслением самого процесса анализа, сопоставлением и обобщением частных методик, формированием системы методов и, наконец, решением химико-аналитических проблем, общих для разных методов и объектов. А вот конкретные объекты анализа в значительной степени они стали «передавать» аналитикам-практикам и специалистам смежных наук. По-видимому, в настоящее время процесс анализа можно рассматривать как основной объект исследований химиков-аналитиков, хотя они и продолжают изучать состав конкретных материальных объектов.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.