Научные школы

К 1991 г. центрами химико-аналитических исследований в России были Москва, Ленинград, Свердловск, Горький, Томск, Саратов, Казань, Иркутск, Ростов. Серьезные исследования проводились и в других крупных городах РСФСР (Воронеж, Новосибирск, Иваново, Пермь, Новочеркасск). Велись они и в столицах союзных республик и в других крупных городах, прежде всего на Украине и в Казахстане. Во многих местах сложились и успешно работали свои научные школы.

Термин научная школа мы уже ни раз использовали. Что же включает это понятие? Для научной школы характерны определенная проблематика исследований, сложившийся подход к организации исследований, конкретный круг объектов и методов, система взаимоотношений членов школы, некоторые этические правила. У истоков школы обычно стоит крупный ученыйй (реже — группа ученых), его традиции передаются ученикам первого поколения, а те, став крупными специалистами, передают их новому поколению. Постепенно школа разрастается и развставляется подобно дереву. Если разобраться, кто у кого учился и чьи традиции продолжает, можно нарисовать это «генеалогическое древо». Обычно школа существует на протяжении нескольких десятилетий, потом научное направление оказывается исчерпанньм, а вместе с ним исчезает и школа. Ее воспитанники начнет работать в других направлениях, создают свои школы. Иногда научная школа географически локализована, ее представители работают в одном городе и даже в одном научном учреждении.

Иногда же (особенно во второй половине XX в.) научная объединяет исследователей, работающих в разных городах и даже в разных странах. Складывается незримый коллектив ученых-еденомышленников. Идейная общность работ данной школы может быть настолько велика, что, например, представители одной из французских математических школ все свои работы (кто бы их ни написал) подписывали в начале XX в. одной и той же вымышленной фамилией — Н. Бурбаки. Не каждый крупный ученый принадлежит той или иной научной школе, продолжает исследова­ния своих учителей. Да и далеко не каждый большой ученый фор­мирует абсолютно новую область исследований и становится ро­доначальником своей школы. Это зависит от внешних факторов от биографии и личностных качеств ученого. Так, по различным причинам не создали своих школ А. Эйнштейн и М. Фарадей М. В. Ломоносов и М. С. Цвет. Но, конечно, создание школы способствует развитию науки и является крупной заслугой их основателей. Некоторые школы оставили глубокий след в истории науки. Их, в частности, создали: К. Гаусс в области математики, Н. Бор — в теоретической физике, Ю. Либих — на стыке органической и аналитической химии, В. Оствальд — в физической химии. В России в XIX в. сложилась и до сих пор существует знаменитая Казанская школа в области органического синтеза, основанная еще Н. Н. Зининым. Можно говорить о Петербургской школе физико-химиков, хотя в этом случае назвать ее отца-основателя довольно трудно, или о школе В. И. Вернадского в области геохимии и радиохимии.

В области аналитической химии в России до начала XX в. не существовало научных школ такого типа и уровня, как Казанская школа химиков-органиков. Однако к 1970-м гг. такие школы сформировались, добились немалых научных успехов. Большинство этих школ плодотворно работает и сегодня. Знать об этих школах полезно и, вероятно, интересно каждому аналитику. Далее будут кратко охарактеризованы некоторые отечественные школы в об­ласти химического анализа; разумеется, не все, чтобы подробно рассказать обо всех таких школах, понадобилась бы целая книга. Мы будем выделять школы не столько по основателю, сколько по направленности исследований, а также по месту возникновения школы. Однако следует учесть, что «местных» школ в чистом виде теперь нет, представители любой школы работают в разных городах, а иногда и в разных странах. По-видимому, первыми из сложившихся в нашей стране научных школ в области химического анализа были киевская и одесская, которые возникли еще в 1920-е гг. В 1930-1940-е гг. возник ряд научных школ в Москве и Ленинграде. В 1950-1960-е гг. подобные школы появились в Томске, Харькове, Иркутске, Саратове, Казани и других городах.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Опубликовано 14 Мар 2012 в 9:37. Рубрика: Аналитическая химия. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.