Методологические проблемы отдельных наук
Для каждой науки может и должна быть разработана своя собственная (частная) методология. Для этой науки, как и для отдельного исследования, Должны быть определены понятия «объект», «предмет», «цель исследований», «задачи исследований», а также совокупно средств, необходимых для достижения цели. Обычно выделяют разные уровни исследовательской деятельности, это весьма полезно, так как приемы исследований на том или ином уровне различны. Методологические проблемы науки рассматривают не в рамках философии, а в рамках этих наук. Данный подход определяет уровень обобщения материала и характер выводов, используемый понятийный аппарат, язык и стиль изложения. Так, методология химии является частью химической науки. Она рассматривает основные понятия и законы химии, общехимические методы исследований: сравнительный, термодинамический, кинетический, квантовохимический. Если выделять более узкие области науки, то надо рассматривать частные методологии органической химии, химической термодинамики, квантовой химии и т.п. В каждом случае прежде всего должны быть определены специфические цели и задачи исследований в соответствующей области, выявлены и проанализированы основные понятия данной науки. Обычно эти понятия образуют единую систему. Так, для классической химии основными понятиями стали «элемент», «соединение», «химическая реакция»; для органической химии — понятия «химическое строение», «реакционная способность». Нередко основные понятия частной науки входят и в ее дефиницию, т.е. их используют, объясняя специфику этой науки. Аналитическая химия также имеет основные понятия, равно применимые для всех разновидностей анализа. Вероятно, это понятия «химический состав», «аналитический сигнал» и самое важное — «метод анализа». Такие понятия также образуют иерархическую систему. И начинающие, и зрелые ученые должны хорошо понимать специфические особенности своей науки. Что для данной науки является предметолгтГобъектом изучения (это совсем не одно и то же)? Какова внутренняя структура данной науки? Каковы цель и возможные средства исследований? Какие приемы исследования характерны для данной науки? Каковы взаимосвязи данной науки с другими, какое место она занимает в обшей системе наук? Применительно к аналитической химии эти методологические проблемы будут рассмотрены далее.
Поисками ответов на подобные вопросы профессионально занимаются немногочисленные науковеды, философы и историки, но гораздо больший вес имеет мнение «узких специалистов» в соответствующей области науки. В самом деле, кто лучше астрономов может судить о цели, содержании и методах астрономических исследований? История показывает, что методологические проблемы своих наук могут эффективно решать только специалисты (если они поднимаются до философских обобщений). Науковеды и философы в принципе не могут выработать частных рекомендаций по оптимизации исследовательской деятельности в точных науках, хотя бы потому, что не знают ее специфики. Как писал В. Оствальд: «Философия никогда не должна посягать на задачи специальных наук; раз она пытается это сделать, то необходимыми следствиями являются тотчас или через некоторое время самые грубые ошибки». Однако мнения узких специалистов не всегда обоснованы, всегда субъективны и зачастую совершенно различны. Иногда специалисты спорят даже по такому вопросу, как следует именовать ту или иную науку, имеет ли она право на самостоятельное существование или является разделом другой науки. А решать, кто прав большинством голосов в науке нельзя. Опыт истории показывает, как часто может ошибаться «большинство», даже большинство специалистов.
Возникает естественный вопрос, а нужно ли вообще специалистам (астрономам, химикам, археологам, инженерам) заниматься методологическими проблемами своих наук? Может быть, от узких специалистов требуются лишь конкретные достижения в их узких областях? Пренебрежительное отношение к методологии (эмпиризм) весьма распространено. Особенно характерен эмпиризм для начинающих исследователей, которые не успели разобраться даже в своей области, им не до обобщений, да и психологически они к таким размышлениям еще не подготовлены. В нашей стране отторгает философию (методологию) и немалое число ученых зрелого возраста, но уже по иной причине. Дело в том, что в советский период одну из философских систем (марксистскую методологию) в сознание ученых внедряли насильственно. В качестве защитной реакции у многих выработалось полное неприятие любой философии и методологии! Однако отказ от рассмотрения методологических проблем не менее опасен, чем подмена настоящей науки пустыми разговорами на методологические темы.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.