Кто изучает аналитическую химию?
В настоящее время в России курс аналитической химии обязателен лишь для немногих специальностей, во многих классических университетах — только при подготовке химиков, хотя в середине XX в. этот курс изучали и биологи, и геологи, и геохимики, и студенты некоторых других специальностей. В отдельных университетах эта практика сохранилась, но курс аналитической химии иногда вводят там как элективную дисциплину, временно или как факультатив для желающих. К сожалению, курс аналитической химии не изучают будущие физики. В свое время на этом безуспешно настаивал Алимарин. Сегодня в аналитических лабораториях работает много физиков, но специальные знания им приходится получать самостоятельно начиная с нуля.
Обычно в классических университетах России студенты-химики изучают аналитическую химию в течение двух семестров (на втором или третьем году обучения). Они слушают лекции, выполняют множество лабораторных работ, участвуют в семинарах, сдают зачеты и экзамены. Объем аудиторных часов, выделенных на курс аналитической химии, в разных университетах составляет от 250 до 400 ч.
Курс аналитической химии в обязательном порядке изучают многие студенты педагогических и все студенты фармацевтических вузов, хотя и в меньшем объеме, чем студенты-химики классических университетов. Но этот курс вовсе не изучают в медицинских вузах, даже при подготовке санитарных врачей, хотя их выпускники потом попадают в санитарно-гигиенические лаборатории и в лаборатории клинического анализа, руководят ими, даже разрабатывают методики. Прием же выпускников университетов (химиков-аналитиков по образованию) на должности врачей-лаборантов затруднен, а квалификационные категории, неводимые для служебного роста и достойной оплаты труда, им практически не присваиваются. Вероятно, это обстоятельство одна из причин отставания российских аналитических лабораторий медицинского профиля от зарубежных.
Особое значение курс аналитической химии имеет в технических вузах, где его изучают студенты двух десятков инженерных специальностей, например химики-технологи. К сожалению его не изучают будущие метрологи, и это изначально затрудняет взаимопонимание специалистов (инженеров-метрологов и профессиональных химиков-аналитиков). Единый курс в технических вузах традиционно разорван на две части: «Аналитическая химия» (на 2-м году обучения) и «Физико-химические методы анализа» (на 3-м или на 4-м году обучения). Такое разделение является научной, методической и терминологической ошибкой. Перенесение части материала по аналитической химии на заключительный этап обучения может быть полезно, но переносится не тот материал. Вначале следовало бы изучать все методы: и химические, и физические, а на старших курсах — особенности анализа объектов, соответствующих той или иной специальности (анализ продуктов питания, анализ нефтепродуктов и т.п.). Одновременно стоило бы подробно изучать метрологию анализа и организацию аналитического контроля в данной отрасли. Такая или аналогичная схема действует в аграрных вузах, где будущие агрохимики после курса аналитической химии дополнительно изучают методы исследования почв и удобрений.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.