Исследовательские задачи и уровни исследований
Ранее уже отмечалось, что в рамках любой науки существуют разные уровни исследовательской деятельности. Так, биологи могут изучать процесс старения на молекулярном, клеточном, тканевом уровне, на уровне органа или системы и, наконец, на уровне целостного организма. Специалист в области методологии химии Вл. И. Кузнецов выделял различные уровни химических исследований: изучение состава веществ, исследование структуры тел, реакторных систем и (наиболее высокий уровень) саморазвивающихся эволюционных химических систем. Естественно, химический анализ является важным элементом всех химических исследований на любом их уровне, а не только на первом.
Подобным образом в соответствии с решаемыми задачами можно выделить разные уровни исследовательской деятельности в области аналитической химии:
1) решение конкретных аналитических задач, в том числе разработка методик;
2) развитие определенных методов анализа;
3) развитие общих аспектов аналитической химии.
Практическая задача нашей науки — питать аналитическую службу новыми методиками, а также приборами и реактивами. Очевидно, исследования, непосредственно посвященные решению этой задачи, следует считать прикладными. Конечно, научные работы, выполненные на втором или третьем уровнях, нацеленные на развитие аналитических методов или на решение общих проблем анализа, также могут иметь прикладной характер. Однако в рамках нашей науки все работы, нацеленные на развитие аналитических методов или на решение общеаналитических проблем, имеют фундаментальный аспект. Оба направления исследований (прикладное и фундаментальное) находятся в неразрывном диалектическом единстве. Именно такой методологический подход может обеспечить дальнейшие успехи нашей науки.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.