Базовый курс аналитической химии в российских вузах
Аналитическая химия — учебная дисциплина, которую изучают десятки тысяч российских студентов не менее чем в 600 вузах. Будущие аналитики составляют небольшую часть этих студентов. Их профессиональная подготовка при изучении курса аналитической химии только начинается, в основном она идет на старших курсах. Возникает вопрос: зачем, собственно, нужен курс аналитической химии студенту, если он не будет после окончания учебы работать в аналитической лаборатории. Мнения на этот счет противоречивы. Так, по распространенному мнению некоторых преподавателей, прежде всего преподавателей отраслевых вузов, анализ «сам по себе» студентам не важен («аналитику в школе наши выпускники-учителя преподавать не будут», «наши выпускники-инженеры будут работать не в лабораториях, а в цехах»). С точки зрения этих преподавателей, курс аналитической химии призван закрепить теоретические знания студентов по общей и неорганической химии, дать примеры применения теории равновесий, сформировать некоторые практические навыки. С таким подходом согласиться нельзя, поскольку это далеко не все актуальные задачи, даже не самые главные. Систематизируя и суммируя разные мнения, можно составить целый перечень задач, одновременно решаемых при преподавании курса аналитической химии. От типа вуза зависит лишь приоритетность задач, а определять приоритеты в каждом случае следует с учетом требований к выпускникам. Вероятно, для студентов-химиков, обучающихся в университетах, важны все перечисленные задачи, Расставить приоритеты здесь трудно. В технических вузах на первый план должны выйти ознакомительный и профессиональный спекты курса. Возможно, выпускники этих вузов не будут самостоятельно выполнять анализы, но их деятельность будет, безусловно, связана с аналитическим контролем производства. Необходимые для этого знания студенты должны получить именно в базовом курсе аналитической химии, поскольку спецкурсы аналитической направленности в технических вузах в отличие от университетов почти не изучаются.
В педагогических вузах на первое место, вероятно, следует ставить историко-методологический аспект. Сейчас многие выпускники педагогических вузов хорошо знают, как устроены молекулы белков и как именно проходит реакция замещения, успешно обучают этому школьников, но, к сожалению, плохо представляют себе, откуда подобные знания стали известны человечеству как можно проверить соответствующие утверждения. Схоластик книжного обучения учителей может и должна быть преодолена именно в ходе изучения курса аналитической химии.
Очень важен и воспитательный аспект, который часто недооценивается. Собственноручное выполнение анализов предоставляет уникальную возможность развить целый ряд личностных качеств которые невозможно выработать на лекциях или иным путем.
В этой связи стоит вспомнить прекрасные советы К. Р. Фрезениуса начинающим химикам. «Знание и умение должны сочетаться со стремлением к достижению цели, а также с честностью и добросовестностью. Каждый аналитик иногда сомневается в точности полученных результатов, а иногда и заведомо знает, что они неверны. Он может пролить несколько капель раствора или сделать какую-либо другую ошибку. Единственное, что должен сделать аналитик в такой ситуации, это повторить анализ; оценивать потерю на глаз или вносить поправку недопустимо. Тот у кого на это не хватит силы воли, не годится в аналитики, даже если он хорошо владеет техникой анализа и обладает достаточными знаниями. Химик, который не может поклясться, что результаты его работ надежны и достоверны, не должен их публиковать, ибо если он все же сделает это, то причинит вред не только себе, но и всей науке». Очевидно, эти советы, высказанные К. Р. Фрезениусом еще в 1847 г., не устарели и важны не только для аналитиков.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.