Атомистическое учение

Другой важнейшей идеей, развитой в Античном мире, было атомистическое учение, сформулированное (вслед за индийскими философами) Левкиппом и Демокритом. По гениальным догадкам этих греческих философов-материалистов, в мире нет ничего, кроме бесчисленного числа мельчайших и невидимых атомов, двигающихся в пустоте, причем атомы неделимы, вечны, подобны друг другу. Но не идентичны _ разные атомы могут различаться по форме и размеру. Интересно, что наименьшие атомы — по Демокриту — должны иметь сферическую форму, так как при такой форме одна и та же масса занимает наименьшее пространство. Последователь Демокрита Эпикур считал, что атомы не только находятся в постоянном движении, но и возможны самопроизвольные и случайные отклонения в этом движении из-за внутренних причин. При этом разные атомы не могут переходить друг в друга. К сожалению, мы судим о представлениях философов-атомистов не по их собственным книгам (они почти не сохранились), а по учебно-дидактической поэме древнеримского писателя Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Естественная для нас идея Эмпедокла об элементах как совокупности «осколков» (атомов) определенного вида в ней от­сутствует.

Философы-идеалисты, развивавшие учение о первоэлементах-стихиях, и философы-материалисты, развивавшие атомистические представления, резко критиковали друг друга. Победителями в этом споре в течение многих веков оказывались представители школы Аристотеля, поскольку его учение согласовывалось с видимыми химическими и физическими превращениями веществ. Атомистические же представления в античный период не были доведены до той степени, чтобы с их помощью можно было объяснить видимые различия в составе и свойствах веществ и — что еще более важно — их взаимопревращения.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Опубликовано 18 Фев 2012 в 12:32. Рубрика: Аналитическая химия. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.