Глазами марсианина
Если бы на Марсе жили мыслящие существа и у них была возможность, не вмешиваясь, наблюдать нашу жизнь, некоторые факты нашего сегодняшнего дня их бы очень удивили.
В самом деле, создав гигантские, мощнейшие ТЭС, ГРЭС, АЭС, земляне вдруг вспомнили… о ветряных мельницах!
Не память о легендарном сражении Дон Кихота с ветряными мельницами заставила испанских инженеров вспомнить про эти древние устройства.
Марсианскому Нестору было бы над чем поразмыслить, ведь многие новинки наших лет имеют отчетливый привкус «ретро».
В ФРГ полеты между главными городами страны совершают самолеты с винтовым двигателем. В Нью-Йорке вдруг вспомнили о троллейбусе. В Великобритании проявляется интерес к локомотивам с паровым двигателем.
Говорят, серьезно подумывают даже о возвращении водяного колеса, устройства, которое было широко распространено по всей Европе начиная примерно с 1000 года и затем повсеместно и надолго забыто.
Но, вероятно, более всего летописцев-инопланетян заинтриговало бы возвращение паруса.
В нашей памяти парус − это каравеллы Колумба, это лихие схватки с пиратами, это романтические дали, времена, когда еще многое зависело от силы ветра и крепости парусов.
И вот на морях ветер снова надувает паруса. А в небе неожиданно снова появились дирижабли, хотя, казалось бы, после взрыва в 1937 году гиганта «Гинденбурга» они должны были исчезнуть навсегда. Но нам говорят: это не те дирижабли, не те парусники, не те ветряные мельницы. Действительно: старинные ветряки стали теперь встроэлектрогенераторами. А на японском танкере, спущенном на воду в 1980 году, привычные паруса заменил стальной лист специальной конструкции. Движением современных «бригантин» управляют ЭВМ. Они рассчитывают силу и направление ветра, управляют парусным оснащением.
Все так: отличие очевидное и несомненное. И все же трудно вот так сразу освободиться от чувства какой-то неловкости, что ли: от чего ушли, к тому и пришли… Увы, «ретро», если иметь в виду энергетику, не просто прихоть моды, возврат к дирижаблям или парусам − это на самом деле поиск путей преодоления уже назревших или еще только назревающих энергетических и экологических трудностей.
Замечательный советский физик лауреат Нобелевской премии академик Петр Леонидович Капица в многочисленных докладах и статьях неустанно пропагандировал следующий взгляд на энергетику.
Энергией, утверждает Капица, землян могут обеспечить лишь делящийся атом или термоядерный синтез. Остальные источники (Капица проводил соответствующие физические подсчеты) не могут решить энергетической проблемы. Ибо они слишком маломощны − мала удельная интенсивность потока энергии.
Капица считал: ни тепло недр или океана, ни солнечная радиация (Солнце посылает на квадратный метр всего 100 ватт), ни ветры, ни приливы не насытят энергетические потребности землян. И казалось бы заниматься подобными проектами − пустая трата времени и средств.
Физические выкладки академика безукоризненны, аргументация его изящна и убедительна. Однако энергетическая практика последнего времени идет своим путем.
На Камчатке действует первая в стране экспериментальная Паужетская геотермальная электростанция, сокращенно ГЕОТЭС, мощностью в пять тысяч киловатт. Она уже выработала сотни миллионов киловат-часов электроэнергии.
А в Крыму в 1985 году должна войти в строй первая в стране опытно-промышленная гелиоэлектростанция.
Госплан СССР, утверждая совместно с Госстроем СССР технико-экономическое обоснование строительства солнечной электростанции, прекрасно отдавал себе отчет в том, что себестоимость электроэнергии, которую начнет вырабатывать Крымская СЭС, составит 1,5-2 рубля за киловатт-час. Дороговато? Безусловно. На ГЭС в среднем по стране (данные 1979 года) стоимость электроэнергии в тысячу раз меньше − 0,149 копейки.
О многом пришлось бы призадуматься марсианину, если бы он в порядке, скажем, обмена опытом вздумал посетить Землю.
Что же происходит с энергетикой? Откуда дуют эти ретроветры? Отчего не внемлют доводам физика? К чему проявлять расточительность при явной нехватке?
Во всем этом хотелось бы разобраться.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.