Будни электрокатализа

В начале 60-х годов газеты и журналы мира облетело сенсационное сообщение: в США построен трактор, работающий на топливных элементах. Специалистов особенно впечатляло то, что в качестве топлива этот трактор потреблял пропан − дешевую горючую компоненту природных и попутных нефтяных газов.

Казалось, сбываются мечты электрохимиков о повсеместном пришествии топливных элементов на транспорт. Однако то была всего лишь газетная научно-техническая «утка». На деле топливный элемент трактора работал не на пропане, а на водороде. И двигался-то трактор всего 15 минут, после чего занял место в музее техники.

Приведенный пример в достаточной мере красноречив и симптоматичен. Что требуется, чтобы топливные элементы широко вошли в технику и быт? Что необходимо сделать, чтобы они из экзотичных космических существ превратились в создания вполне ординарные и земные?

Прежде всего они должны работать не на чистейших кислороде и водороде, а на воздухе, где кислород разбавлен инертным азотом и другими примесями, и использовать в качестве топлива доступные, встречающиеся в природе в лотовом для употребления виде вещества. Вот тогда, возможно, топливные элементы действительно смогли бы посеместно заменить менее эффективные гальванические элементы и аккумуляторы, а также двигатели внутреннего сгорания и другие тепловые машины.

Неприхотливость в «еде», умение обойтись дешевыми, общедоступными «продуктами», способность перейти с рафинированной «диеты» на, так сказать, «общий стол» − все эти полезные привычки ученые-электрохимики старались и стараются привить топливным элементам. На этом пути были успехи, были и огорчения, но остаются и немалые надежды. Обо всем этом поведает данная глава.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Опубликовано 28 Мар 2013 в 18:49. Рубрика: Гальваника. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.