В Московском энергетическом
В Советском Союзе топливные элементы давно не новинка. В Москве на стендах ВДНХ демонстрируются электрохимические генераторы тока, ЭХГ. К примеру, на выставке можно увидеть водородио-воздушные ЭХГ для питания переносного телевизора (мощность 15 ватт, срок службы две тысячи часов).
И хотя практические успехи ограничиваются пока созданием ЭХГ небольшой мощности, ученые не перестают думать и работать над проблемами электрохимической энергетики больших мощностей. Вот почему с таким интересом электрохимики страны собирались в сентябре 1979 года на свой очередной форум. Тогда в Москве проходила Всесоюзная научная конференция, главной темой которой была именно электрохимическая энергетика.
Знаменательно, что электрохимики страны собрались в стенах Московского энергетического института (МЭИ), где уже имеется положительный опыт подготовки специалистов по электрохимической энергетике. Тем самым как бы скреплялся союз электрохимиков и энергетиков.
В первый день работы конференции с докладом выступил декан химического факультета МЭИ доктор технических наук, профессор Н. В. Коровин. Доклад был назван так: «Электрохимическая энергетика и перспективы ее развития». В нем Коровин отметил важное преимущество ЭХГ перед другими электрохимическими источниками тока — на один-два порядка более высокую удельную энергоемкость и меньшую степень использования быстро истощающихся, становящихся дефицитными материалов − цинка, свинца, олова, никеля, серебра…
Конечно, не только об ЭХГ говорилось на конференции. Работали секции «Электрохимические генераторы», «Аккумуляторы», «Первичные источники тока»… Было заслушано более 100 докладов.
На конференции действовала (знамение времени) секция «Водородная энергетика и охрана окружающей среды». О защите жизненно важных для человека биоресурсов Земли говорил в своем выступлении директор ИЭЛЛНа профессор В. Е. Казаринов, проблема эта, подчеркивал он, тесно переплелась с энергетической политикой и стала уже поистине интернациональной. О ней, например, говорилось в Заключительном акте Совещания по европейской безопасности в Хельсинки. А ЮНЕСКО, отмечая важную роль электрохимии в защите биосферы, разработала обширную программу научного сотрудничества различных стран по этому вопросу. В качестве головного научного центра выбран Институт физической химии и электрохимии имени Я. Гейровского Чехословацкой Академии наук…
На конференции в МЭИ было продемонстрировано много примеров того, как ЭХГ постепенно входят в нашу жизнь и быт. Эти устройства снабжали электроэнергией действующий в Черном море подводный дом «Черномор» (Академия наук СССР). У ЭХГ большие перспективы в железнодорожном деле − например, автономные установки для автоматической сигнализации. И так далее.
Конференция в МЭИ показала, что все необходимые предпосылки для создания у нас в стране не только малой и средней электрохимической энергетики (установки от 1 до 10 киловатт), но и большой имеются. Несомненны успехи в изучении электрокатализа, теории сильных электролитов и в других областях, которые составляют фундамент для быстрого развития электрохимической энергетики.
Не все разделяют надежды, связанные с электрохимической энергетикой, не все настроены оптимистически. Но может быть, уместно провести параллель с историей развития энергетики атомной? Когда в СССР была пущена первая АЭС, это было скромным началом. Первая атомная казалась карликом в стране исполинов традиционной энергетики.
Недавно президент Академии наук СССР академик А. П. Александров вспомнил те дни: «…многие считали, что атомная энергетика − это в общем скорее забава ученых и инженеров и вряд ли найдет когда-либо широкое применение, вряд ли будет конкурентоспособной с энергетикой на обычном топливе − нефти, угле, газе. Теперь так не думают…»
Даже лет 15 назад мечта о «большом атоме» оставалась мечтой» хотя и Белоярская и Нововоронежская станции уже работали на полную мощность. Они звались опытными, потому что атомные котлы и часть оборудования были экспериментальными. И работу их оценивали не столько киловатт-часами, сколько исследованием режимов эксплуатации, необходимых для создания мощных реакторов. Да и среди обслуживающего персонала было больше физиков, чем в ином научном учреждении. Но сейчас можно сказать: атомная энергетика сделала огромный рывок в будущее.
Так начиналась эра энергетики атомной. Она шла по прямой восходящей линии. Пути энергетики электрохимической оказались весьма извилистыми и длинными. Но может быть, именно сейчас она близка к столь долгожданному успеху?
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.