Новое – это хорошо забытое старое
И все же дожигание не может дать радикального решения автомобильной проблемы: бензин-то все равно придется жечь. Нет, пора нам вспомнить про электромобиль.
Первыми авто − об этом как-то забывают − были электромобили. Электроэкипаж Раффарда появился на несколько лет раньше первой автоколымаги Даймлера.
Забылось и то, что первый автомобиль, который превысил рубеж скорости 100 километров в час, работал на электрической энергии. Он назывался «Всегда неудовлетворенный». Произошло это в 1899 году.
В Петербурге уже в 90-е годы прошлого века громыхал по булыжнику электроомнибус конструкции И. В. Романова. Он вмещал 17 пассажиров, имел 4 ведущих колеса и питался от свинцовых аккумуляторов, расположенных под сиденьями.
В начале нашего столетия маленькие электрические каретки лихо сновали по улицам крупнейших городов мира. В 1900 году электромобилей насчитывалось в 2 раза больше, чем машин с бензиновым мотором.
Ошибочно считается, что, подобно динозаврам, электромобиль исчез внезапно. Это вовсе не так.
В 20-х годах в США эксплуатировалось около 15-18 тысяч аккумуляторных автомобилей. Бегали они по дорогам мира и позже − в 30−40-х годах.
Да, собственно, электромобиль никогда и не исчезал.
Год 1982-й стал в нашей стране датой серийного выпуска электромобилей (их должны поставлять 4 завоца). В столице создано первое автохозяйство, в составе которого − 25 электрогрузовиков (к концу пятилетки их будет 400).
Однажды зимним днем, когда термометр показывал 20 градусов ниже нуля, два московских журналиста отправились вместе с водителями электромобиля в обычный рейс. Они убедились: мороз таким машинам не страшен. Ночью они ночуют в теплом гараже, а днем в работе сами себя обогревают.
В кабине тепло и непривычно тихо. На приборной доске − вольтметр: по нему легко определить запас хода.
Управлять машиной нетрудно: всего две педали − педаль ускорения и педаль тормоза. Ведь сцепления и коробки передач в электромобиле нет. Не нужны ему ни карданный вал, ни дифференциал. После остановки у светофора он быстро и легко набирает скорость.
Водитель, отмечают журналисты в своем репортаже, пока машину загружают коробками с завтраками для школьников, включает шнур в розетку для подзарядки аккумуляторов. Это − вместо бензоколонки.
Одной такой заправки достаточно для 40-километрового рейса. А такое расстояние − больше половины обычного дневного пробега машин, обслуживающих, к примеру, магазины города.
Такой электромобильный транспорт наиболее эффективен в крупных городах при перевозке мелких партий груза. Фургончики грузоподъемностью полторы тонны или немного более незаменимы там, где приходится делать много остановок, маневрировать в сплетении улиц.
Электромобили на улицах все еще редкость, поэтому непросто сравнивать их с обычным авто. Даже сравнение по кпд (у обычного автомобиля в среднем 10 процентов, у электромобиля, как считается, может быть 65 процентов и выше) мало о чем говорит.
Рентабельность? Электромобили только начали внедряться, а авто, работающие на бензине, выпускаются миллионными сериями. Конечно, электромобили должны быть дороже.
Но тут можно вспомнить много примеров из истории техники. Возьмем самый, пожалуй, близкий: когда начали делать фюзеляжи самолетов из алюминия, шутники предлагали, как известно, заменить этот металл банкнотами: алюминий был тогда дорогим, а дерева сколько угодно! Шутка забылась, потому что довольно скоро человечество научилось выпускать уже без особых затрат прочные и надежные алюминиевые сплавы…
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.