Нечистое дыхание планеты
Уже гуляет по свету анекдот о горожанине, «объевшемся» на загородной прогулке кислорода; чтобы он пришел в себя, его кладут под выхлопную трубу автомобиля.
Черный юмор, за которым стоят довольно красноречивые цифры. Тысяча автомобилей с карбюраторным двигателем в день выбрасывают около 8 тонн окиси углерода, 200-400 килограммов других продуктов неполного сгорания бензина (среди них и канцерогены), 50-150 килограммов окислов азота.
А ведь сернистый газ, окись углерода и азота − это опаснейшие ядовитые газы: человек умрет через полчаса, если в воздухе будет лишь 0,1 процента окиси углерода. Говорят: земной шар − это «одиноко несущийся в космическом пространстве автомобиль без выхлопной трубы». Сравнение образное, но невеселое. Котельные, химические заводы, автомобили загрязняют воздух, которым мы дышим.
Дело зашло так далеко, что уже поговаривают о печальной альтернативе: «Либо люди сделают все возможное, чтобы в воздухе стало меньше дыма, либо дым сделает так, что на земле станет меньше людей…»
Заменить авто с двигателем внутреннего сгорания на что-то иное, более приемлемое для биосферы,− вот чем озабочены ученые и инженеры во всем мире. Заменить, но чем?
Соляромобиль? Солнечный автомобиль, в его крышу вмонтированы фотоэлементы, запасающие энергию излучения в виде электричества. Такие устройства уже смонтированы в Японии и ФРГ. Они страшно дороги, это всего лишь игрушка для изобретателей.
Тепломобили? Советский инженер А. Н. Малинин предлагает запасать электроэнергию в тепловых аккумуляторах. Сделать нечто вроде паромобиля, когда-то «жившего» на земле и поедавшего дрова и уголь. Но и эти теплокары не вызывают нигде особого энтузиазма.
Водородомобиль? Кормить авто не бензином, а водородом? В 1980 году в Харькове появилась первая «водородная колонка». Харьковчанин сел в обычное такси, проехал весь город, не догадываясь, что двигатель этой машины работал не на чистом бензине, а на его смеси с водородом. Только водород «заливали» не в бак, а в специальный «аккумулятор», где он немедленно «связывался» металлическим порошком, который прочно удерживал газ и делал его абсолютно взрывобезопасным Во время движения авто водород в строгой дозировке, контролируемой приборами, вместе с бензином подается в камеру сгорания. Это позволяет более чем на одну треть сократить расход бензина и резко снизить содержание вредных веществ в выхлопных газах. Новинка разработана учеными Института проблем машиностроения Академии наук Украины и Харьковского автодорожного института.
Другой путь − это хотя бы частично укротить ядовитые выхлопы и сохранить традиционный автомобиль с помощью катализаторов для дожигания газов.
Дизельный мотор, извлеченный из нутра автомобиля, чем-то напоминает огромную рыбу, вытащенную на песчаный берег. Запущенный на полную мощность, он содрогается и вибрирует.
А исследователей интересуют в данном случае не эти его конвульсии и рев − они «колдуют» с отработанными газами двигателя. Выхлопные газы, проходя сквозь специальную, наполненную катализаторами насадку, теряют свою смертоносную силу.
Такие будничные стендовые испытания автор однажды наблюдал в Алма-Ате, в Институте органического катализа и электрохимии Академии наук Казахстана, которым руководит академик Казахской АН Дмитрий Владимирович Сокольский.
(В 1937 году, закончив МГУ, защитив кандидатскую диссертацию, Дмитрий Сокольский, молодой ученый-химик, сын большевика-подпольщика, приехал в Алма-Ату. Тогда-то и зародился катализ в Казахстане. Так возник один из крупнейших центров органического катализа в нашей стране − школа Героя Социалистического Труда академика Д. В. Сокольского.)
Рассказывает ученица Сокольского, доктор химических наук Нина Михайловна Попова:
− Первые катализаторы для дожигания окиси углерода в безвредный углекислый газ, для превращения окиси азота в инертный азот были предложены за рубежом в 1960 году. На платине. Наш институт разработал гораздо более дешевые катализаторы на менее дефицитном металле, И его-то в наших катализаторах немного: 0,05 процента по весу. Можете представить, какая экономия будет, скажем, на миллионе машин…
Цикл из пяти монографий (их главная сквозная тема − новые катализаторы для дожигания автомобильных и промышленных газов, авторы Д. В. Сокольский и его ученики) удостоен Государственной премии Казахской ССР.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.