В поисках подходящего топлива
Топливные элементы в принципе всеядны, однако желание получить приемлемые токи и напряжение на элементе и ряд других требований заставляют человека обеспечивать эти устройства по возможности неплохой («электрокалорийной») или хотя бы сносной «пищей».
Центральный вопрос − это вопрос о топливе. При его выборе космические и земные критерии вступают в противоречие. В космосе водород давал максимум энергии на единицу веса, и это было главным. На земле же это достоинство не казалось таким решающим, на первый план выдвигались факторы негативного характера − экономические и технические.
Перебрав многие топлива, исследователи разбили их условно на три класса. В первом (в единственном числе) оказался водород. Во втором разместилось многочисленное семейство углеводородов (их общая формула − СnНm где n и m − целые числа). В третьем классе оказалось несколько химических соединений, названных «компроиссным топливом».
Водород − топливо энергоемкое, но очень дорогое (пока еще до «водородной эры» далеко, повсеместное производство водорода не налажено). Заменить его углеводородами − природная газом, бензином, керосином − топливами дешевыми (так считали в 60-е годы) и распространенными были бы очень желательно.
В 1964 году, когда составлялся прогноз «Мир в 1984 году», все сходились на том, что лишь при использовании углеводородов в качестве топлива топливные элементы одержат решительную победу над тепловыми машинами. Тогда это была центральная задача электрохимии.
Как она решалась, в чем тут трудности − об этом чуть позже. Пока расскажем о других топливах − гидразине, аммиаке, метиловом, или древесном, спирте. Они не столь реакционноспособны и идеальны, как водород, но превосходят в этом отношении углеводороды (отсюда и название «компромиссные»).
Из них наиболее привлекателен гидразин (N2Н4) − бесцветная жидкость, используемая как горючий компонент в жидких ракетных топливах.
Гидразин − чрезвычайно сильный восстановитель. В щелочном электролите его электрохимическое окисление на электроде протекает согласно реакции:
N2Н4 + 4ОН— → N2 (газообразный азот) + 4Н2O + 4e—
Другой электрод в топливном элементе с гидразином обычно кислородный. Поэтому в целом в элементе:
N2Н4 + O2 → N2 + 2Н2O.
Термодинамическое значение ЭДС практически близко к 1,28 вольта.
Гидразин удобно, поскольку это жидкость, хранить и транспортировать. Он легко растворяется в воде, следовательно, можно обойтись без пористых электродов, что значительно упрощает конструкцию таких топливных элементов. Но, к сожалению, этот химический продукт очень дорог: в 15-20 раз дороже водорода. И к тому же довольно токсичен, обращаться с ним надо очень осторожно.
Все это и определило судьбу гидразина − он нашел применение только для специальных целей.
Когда в июне 1964 года в Гротоне (США) была испытана первая в мире подводная одноместная лодка (длина 3 метра, вес 1 тонна) с топливными элементами, она была оснащена гидразинкислородной батареей. Вот технические данные этой скороспелой поделки: запас топлива обеспечивал непрерывную работу батареи (мощность ее всего 750 ватт) в течение 12 часов, получаемая электроэнергия не только двигала лодку, но и обеспечивала освещение, связь с землей, средства навигации. Человек мог погрузиться в этой лодке на глубину до 90 метров.
Лодка называлась «Start» и была малоприкрытой рекламой топливных элементов в гидразинном варианте, попыткой заинтересовать ими командование морского флота.
Обратимся теперь к аммиаку (NН3) − газу, являющемуся одним из важнейших продуктов химической промышленности наших дней (синтезируется из азота воздуха и водорода, идет на приготовление жидких удобрений, служит рабочим веществом для холодильных машин).
Аммиак также может «сжигаться» в топливных элементах. Его стоимость примерно такая, как у водорода, однако он значительно уступает последнему в реакционной способности. Этим же недостатком грешит и метанол (СН3ОН) − жидкое топливо, спирт, которое в больших количествах получается в химической промышленности из природных, коксового и других углеводородсодержащих газов.
Детальное электрохимическое исследование метанола, аммиака и гидразина показало: на их основе топливные элементы революции в энергетике не совершат. В этом деле надежды могли быть связаны только с углеводородами.
Долог перечень углеводородов. Газы: метан (СН4), ацетилен (С2Н2), этилен (С2Н4), этан (С2Н6), бутан (С4H10)… Жидкости: гексан (С6Н14), октан (С8Н18), декан (С10Н22)… У всех этих веществ есть одно очень важное в плане нашего разговора о топливных элементах свойство: электрохимически сжигать их далеко не просто. Прежде вообще полагали, что этого можно добиться лишь при высоких температурах.
Известно, что с ростом температуры все реакции ускоряются (понижается энергия активации − тот «барьер», через который, чтобы прореагировать, должны «прыгать» вступающие в химическую связь молекулы).
Казалось бы, к высоким температурам и надо стремиться. Однако тут возникает серьезная проблема изнашиваемости материалов.
К большим достижениям современной электрохимии следует отнести то, что лет 20 назад, в разгар увлечения топливными элементами, была доказана возможность при температурах ниже 100 градусов электрохимически окислять до углекислого газа даже такие инертные вещества, как, например, этан.
События разворачивались так. В 1962 году американский электрохимик Нидрах показал, что в растворах кислот уже при 25 градусах Цельсия на электродах из мелкодисперсной (поверхность больше!) платины может идти электрохимическое окисление этилена. Скорость процесса была невелика (5 миллиампер с каждого квадратного сантиметра поверхности электрода), однако открытие это имело принципиальное значение.
В эти исследования сразу же включилось большое число ученых во многих странах. Общими усилиями удалось многое сделать. Вскоре стало известно: в мягких условиях «сжечь» удается все низшие углеводороды, как непредельные, так и предельные, составляющие основную часть газообразного и жидкого природного топлива, и «сжечь» полностью − до углекислого газа.
Эти работы можно было бы назвать разведкой боем. Известно, что на воине за разведкой боем не всегда следует наступление, а если и следует, то не каждый раз оно завершается победой − случаются и неудачи. Примерно то же самое произошло и здесь: вспыхнувшая было надежда на решение проблемы по созданию топливных элементов (в промышленном варианте) на углеводородах скоро сменилась разочарованием и даже пессимизмом. Смена настроения объясняется довольно-таки просто: при попытках промышленной реализации достижений ученых встретились значительные трудности.
Однажды в Ленинграде на встрече ученых с писателями (беседа проходила в Ленинградском физико-техническом институте, в кабинете академика А. Ф. Иоффе, в 1934 году) Н. Н. Семенов, наш замечательный ученый, ныне академик и лауреат Нобелевской премии, высказал глубокую мысль. Он говорил тогда, что драматичность, а порой и трагизм положения в науке заключается в том, что ее достижения на первых порах «бесплодны для техники». «С одной стороны − удивительные открытия, а с другой − не знаешь,− говорил Семенов,− как применить их, можно ли их применить…»
Вот и в случае с углеводородами. Основная трудность была в том, что для их технического сжигания требовался очень большой расход платиновых катализаторов. Но разве могут быть экономичными топливные элементы, построенные из таких материалов, что каждый киловатт произведенной мощности будет обходиться слишком и слишком дорого? Конечно, нет!
В связи с этими объективными трудностями некоторые электрохимики ныне вовсе перестали считать проблему низкотемпературного электрохимического окисления углеводородов перспективной задачей. Они указывают на то, что по прогнозам запасы природного газа и жидких топлив быстро истощаются. А значит, вроде бы и говорить не о чем, ведь просто нечего будет сжигать!
Эта точка зрения весьма спорная, потому что трудно сказать, когда именно истощатся запасы углеводородов: через 50, 100 лет − когда? А с другой стороны, если такая опасность и реальна, то тем более пора ограничить малоэффективное сжигание углеводородов в топках и перейти на использование «холодного» горения. Да и экологические соображения голосуют за него.
Так что закрывать проблему, видимо, рано, и дело стало лишь за тем, чтобы найти новые катализаторы − дешевые и высокоэффективные.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.