Развитие исследований после завершения атомных проектов
Атомные материалы гражданского назначения вышли на первый план в 1960-е гг. Это было, в частности, «ядерное топливо» дляатомных электростанций. Государственные организации, отвечающие за атомную энергетику, с того времени выступают в роли заказчика и спонсора исследований в области аналитической химии. В США это Министерство энергетики, в России — Федеральное агентство по атомной энергии, в Японии, Великобритании, КНР, Франции и других странах — соответствующие органы. Для аналитической химии открылось новое поле исследований, возникли новые задачи, требующие нестандартных подходов, например, контроль состава отработанного ядерного топлива. Интересные и сложные задачи возникали и в других направлениях (обнаружение сверхнизких количеств синтезируемых транскюриевых элементов, обнаружение следов ядерных взрывов в атмосфере). К чести аналитиков, соответствующие проблемы были успешно решены сначала в США и СССР, затем в Англии, Франции и других странах. Сформировались сообщества аналитиков, работающих в ядерной области, в каждой стране свое. Международное сотрудничество в ядерной области, включая аспекты химического анализа и контроля, началось после Первой Международной конференции по мирному использованию атомной энергии, которая состоялась в Женеве в 1955 г. Позднее было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с центром в Вене. Агентство опекало и вопросы анализа, в частности выпуски распространение стандартных образцов состава атомных материалов — оксидов урана и многих других.
Обеспечить решение задач атомной энергетики могли в основном физические методы анализа. Прямыми методами, обеспечившими необходимую чувствительность измерений, стали ядерно-физические, особенно нейтронно-активационный анализ (И. П. Алмарин, Ю. В. Яковлев) и масс-спектрометрия. Для определения следов легких элементов стали использовать ускорители протоно других частиц. Еще одним новым направлением исследований, связанным с анализом материалов атомной промышленности, стала кулонометрия. Когда в ГЕОХИ АН СССР в 1970-е гг. был разработан потенииостатический кулонометр, позволяющий определять относительно большие количества ряда элементов с очень высокой точностью, именно атомные предприятия проявили к нему наибольший интерес. Ведь плутоний и другие делящиеся элементы нужно определять с особой прецизионностью. Производство этих кулонометров было организовано на комбинате «Маяк».
В 1980-1990-е гг. негативные последствия развития ядерной технологии и прежде всего Чернобыльская катастрофа привели к изменению общественного мнения о роли ядерной энергии и в определенной мере к кризису в развитии ядерной технологии. Но для аналитиков объем работы не уменьшился. В частности, в связи с авариями на атомных предприятиях («Маяк», Тримайл-Айленд и особенно Чернобыльская катастрофа) потребовались экспрессные методики определения некоторых радиоактивных изотопов в почвах воде и биообъектах. Это было необходимо для всесторонней оценки загрязнения окружающей среды. И соответствующие методики были быстро и успешно созданы отечественными аналитиками. Одним из активных исследователей радиоактивных изотопов в окружающей среде стал академик Б. Ф. Мясоедов, под его руководством были разработаны методы определения содержания и форм нахождения радионуклидов в объектах окружающей среды, проведены экспериментальные исследования, осуществлен расчет форм нахождения и миграции радионуклидов в зоне предприятия «Маяк».
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.