Химия и цивилизация
Современное общество (современная цивилизация) — это результат развития человечества начиная с древнейших времен, о которых мы располагаем наименьшей информацией. Период времени, по отношению к которому мы осознаем себя, исторически необычайно мал по сравнению со многими тысячелетиями, прошедшими с той поры, когда человек появился на Земле.
Причины нашего внимания к прошлому весьма разнообразны. Каждое поколение людей, обращаясь к истории, стремится отыскать в прошлом новые факты и идеи. Решению основополагающих естественнонаучных проблем всегда сопутствует повышение интереса к изучению истории.
В наше время победное шествие научно-технической революции и тесно связанные с ней громадные социальные и политические проблемы повысили интерес к истории естествознания и техники. Сейчас любая область современного промышленного и сельскохозяйственного производства развивается в тесной взаимосвязи с естественными науками. Только благодаря достижениям естественных наук человек начал широко использовать электричество, радио, телевидение, минеральные удобрения, антибиотики, пластмассы. Именно естествознание сдвинуло с места автомобиль, подняло в воздух самолет, позволило получить аммиак из воздуха, обуздать энергию атома и т. д. За последние сто лет научная мысль совершила настоящую техническую революцию, не только качественно изменив уже существующую технику, но и создав совершенно новые направления технического прогресса.
Успехи естествознания и развитие техники решающим образом изменили облик современного мира. Со времен Коперника, Кеплера, Ньютона Земля больше не рассматривается как центр мироздания; наша Земля — это одна из планет в невообразимо громадном космосе. За последние 100-150 лет были успешно раскрыты тонкие механизмы процессов горения, роста растений, выявлены возбудители многих инфекционных заболеваний, открыт закон сохранения энергии и установлена взаимосвязь между массой и энергией, изучено строение атома и распад атомных ядер. Современные представления о макро- и микромире сформированы благодаря трудам таких выдающихся ученых, как А. Лавуазье, Ю. Либих, М. Фарадей, Дж. Максвелл, А. Кекуле, Д. И. Менделеев, М. Планк, Э. Резерфорд, А. Эйнштейн, М. Борн, О. Ган, Ч. Дарвин, Л. Пастер, Р. Вирхов, Р. Кох, и многих других замечательных исследователей, а также их сотрудников.
Почти каждый человек сейчас отчетливо сознает, что достижения естествознания, техники и медицины оказали большое влияние на улучшение условий его жизни и работы. Однако мало кто задумывается о путях научно-технической революции и почти никто не вспоминает одно из важнейших положений диалектики Гегеля: ключ к пониманию любых явлений можно найти при рассмотрении процесса их возникновения, т. е. изучая их историю.
История — наука, целью которой является изучение процесса развития общества,— помогает осмыслить события, вызвавшие коренные изменения в общественной жизни. Лишь основанный на марксистском мировоззрении анализ истории позволяет сделать предметом исторической науки экономические проблемы и неразрывно связанные с ними вопросы развития промышленности, естествознания и техники. Правильная оценка исторических событий во многом определяется глубиной и многоплановостью понимания истории общества. История так же неразрывно связана с проблемами современности, как настоящее связано с прошлым и будущим. Задача истории как науки заключается в том, чтобы направить деятельность общества на путь социального прогресса и гуманизма. И в этом аспекте история естествознания имеет громадное значение для духовного и материального развития общества.
Индустриализация, связанная с развитием химии, породила немало проблем, которые нельзя разрешить, не понимая правильно историю человеческого общества. Загрязнение почвы, воды и воздуха, нарушение биологического равновесия, хищническая разработка месторождений полезных ископаемых — все это угрожает самому существованию цивилизации. Рост производства удобрений, пластических масс или текстильных изделий отнюдь не способствует уменьшению этой угрозы.
Фридрих Энгельс убедительно показал важность этой проблемы. «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой,— писал Энгельс,— за каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значения первых». Приведя исторические примеры, подтверждающие эти положения, Энгельс продолжал: «и так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы,— что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что мы, в отличие от других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять».
Не следуя такому единственно правильному отношению к природе, человечество может уподобиться ученику волшебника (природы), желающему получить от учителя лишь формулу потребления, которая оказывается в конце концов формулой разрушения, а не рецептом разумного использования богатств природы. История сохранила многочисленные примеры такого нерасчетливого отношения к природе, однако новые поколения людей либо не знают о них, либо просто не принимают их во внимание. Вряд ли кто-либо решился бы утверждать, что актуальные в наши дни проблемы охраны окружающей среды никогда ранее никем не ставились. Но угроза загрязнения нашей планеты, возможно, не приняла бы таких размеров, как теперь, если бы в сознании ученых — естествоиспытателей и творцов новой техники — уроки истории получали бы такой же отклик, как сообщения о научных достижениях.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.