Бандиты-«чистюли»
Однажды поздним вечером немолодая со вкусом одетая женщина возвращалась домой. Весь вечер она провела с внуками, дав возможность молодым родителям побывать в театре. Путь к дому проходил через заброшенный пустырь, по краям которого находились лишь заросли кустарника. Вдруг из-за кустов показались двое здоровенных молодых парней. Приблизившись к женщине, они потребовали деньги. Та пыталась объяснить, что денег у нее с собой нет, но в ответ посыпались тяжелые удары. «Храбрецы» продолжали избиение и после того, как несчастная жертва упала. Били прямо ногами, а один особенно сильный удар был нанесен в область живота. Пустырь находился в тихом квартале, и жалобные крики о помощи услыхали жители ближайших домов. Последовал звонок в полицию, и патруль немедленно прибыл на место происшествия. Избитую женщину срочно доставили в больницу, а бандитов задержали и взяли под стражу.
Вскоре из больницы сообщили о смерти пациентки. Вскрытие показало, что смерть наступила после сильного удара в живот. Вначале оба задержанных полностью отрицали свою вину, затем они признались в попытке ограбления, но факт избиения ногами категорически отвергли. Отправив на экспертизу одежду бандитов и их жертвы, следователь попросил эксперта выяснить, кто из подозреваемых мог нанести роковой удар ногой. Проведя необходимое расследование, эксперт установил факт пересечения следов и тем самым доказал наличие контакта между предметами одежды, принадлежащими убитой, и одеждой бандитов. Но вопрос о том, чей удар привел к трагической развязке, пока оставался без ответа. Правда, всплыла одна интересная деталь: перед выходом из дома оба бандита до блеска начистили обувь. Осмотрев сияющий глянец ботинок, эксперт решил попытаться отыскать следы сапожного крема на одежде потерпевшей. Однако, прежде всего надо было убедиться в том, что по небольшому пятнышку, снятому с одежды, можно опознать ботинок, который был на ноге убийцы. Ранее эксперту не приходилось заниматься проблемами идентификации сапожных кремов, а времени на приобретение соответствующих знаний было очень мало. Вначале он взял в руки чистый лоскут и тщательно собрал остатки крема с ботинок обоих задержанных. Затем он обработал собранный материал растворителем, а растворы нанес на пластинку, используемую в тонкослойной хроматографии. Хроматографирование показало, что в расположении зон у обоих образцов имеются существенные отличия. Но теперь предстояло выяснить, можно ли на основании этих отличий делать выводы, которые впоследствии лягут в основу обвинительного заключения? Ответственность эксперта в таком случае очень велика: ведь тот, кто нанес удар ногой, и будет обвиняться в убийстве.
В течение последующих двух недель эксперт углубился в литературу о сапожных кремах. Он знакомился с тонкостями технологии изготовления этих товаров, изучал состав исходного сырья и выяснил, по каким признакам можно отличить содержимое двух коробок с одинаковыми этикетками, вся разница между которыми заключается только в сроках изготовления. В то самое же время эксперт проанализировал методом тонкослойной хроматографии множество обувных кремов самых разных марок, а также образцы кремов, найденных при обыске в прихожих квартир, где жили подозреваемые. Выяснилось, что один из них чистил свои ботинки только светло-коричневым кремом, который хранился в небольшой жестяной коробочке, а другой смешивал кремы светло-коричневого, темно-коричневого и красного цвета из тюбиков. Получив все эти данные, эксперт почувствовал себя значительно более уверенно и решил приступить к осмотру одежды убитой женщины. Особенно внимательно он искал места с ярко выраженными признаками повреждения одежды, которые могли возникнуть при нанесении смертельного удара. Но никаких окрашенных следов ни визуальный осмотр, ни микроскопические исследования не выявили. Эксперт продолжал свою работу. Он отрезал от платья два куска: один — участок сильно поврежденной материи, а второй — участок, куда нога убийцы практически не могла попасть. Затем оба куска материи были обработаны растворителем, а полученные растворы нанесли на линию старта хроматограммы. На эту же пластинку нанесли растворы полученные при обработке растворителем остатков кремов, снятых с ботинок подозреваемых, а также растворы, содержащие образцы кремов, которыми ежедневно оба чистили свои ботинки. Хроматографический анализ дал следующий результат. На сильно поврежденном участке женской одежды обнаружены следы вещества, которое представляет собой комбинацию кремов трех сортов. На других участках одежды подобных следов найдено не было. Вывод эксперта лег в основу обвинительного заключения о различной мере ответственности двух участников избиения женщины. Одному из них было предъявлено обвинение в нанесении тяжелых телесных повреждений, повлекших за собой смерть, и был вынесен суровый приговор.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.