«Химические капканы»
Впервые морфин — один из опийных алкалоидов с наркотическими свойствами — в чистом виде был выделен из опия в у 1805 г., однако широкое распространение он получил только в середине прошлого века, когда в медицинской практике начала применяться анестезия путем инъекций. Первое время морфин находил применение исключительно в медицине, принося раненым избавление от болей, однако очень скоро многие стали видеть в морфине не лекарство, а «эликсир бодрости». Когда прием наркотического средства учащается, возникает состояние психической зависимости от наркотиков.
Человек быстро привыкает к наркотикам. В ответ на прием этих ядов в организме вырабатываются защитные реакции, но после того, как защитная система сформирована, отсутствие наркотиков вызывает плохое самочувствие. Для того чтобы вернуться в прежнее состояние, наркоманы, привыкшие к возбуждающим средствам, вводят все новые и новые дозы опасного препарата. Сразу после приема наркотика у человека наступает приятное чувство эйфории, а когда оно проходит, несчастный наркоман вновь вступает в период психической вялости; вот тогда-то этот обреченный готов на любой поступок лишь бы получить новую дозу желанного зелья. Но постепенно чувствительность организма к действию наркотиков снижается и приятное состояние психического расслабления наступает лишь при приеме увеличенной порции наркотической отравы. Человек чувствует постоянное желание вновь и вновь получать дозу наркотика, и этому желанию отныне подчиняется вся жизнь. Нравственные и моральные устои жертвы наркомании расшатываются, полностью нарушается образ жизни. Постоянный прием наркотиков приводит к физическому ослаблению организма, систематические недомогания становятся непереносимыми. Следует дальнейшее увеличение доз возбуждающих препаратов. Пройдет год или два, и у наркомана окажутся окончательно подточены все моральные и физические силы, что приводит его к неизбежной гибели.
Хорошо осведомленные о тяжелых последствиях злоупотребления морфином многие химики пытались синтезировать такое производное морфина, которое, вызывая болеутоляющий эффект, было бы безвредно для психики человека. Этим надеждам, увы, не суждено было сбыться. Более того, именно при этих исследованиях было синтезировано еще более опасное наркотическое средство ‒ героин (рис. 1).
Рис. 1. Различия между молекулами морфина (а) и героина (б),
обусловлены присутствием атомов, выделенных красным цветом.
Аналогичная неудача постигла ученых, работавших с производными амфетамина. Больные, страдающие ожирением, давно принимали эти соединения для того, чтобы понизить аппетит. Однако уже первые работы по исследованию побочного действия амфетамина показали, что он возбуждает центральную нервную систему и вызывает эффект эйфории. Известно, что во время вторжения фашистских захватчиков в Бельгию и Францию в 1940 г. танкистам в носки подсыпали амфетамин и запрещали снимать эти носки по несколько дней подряд. Усилия многих химиков были направлены на синтез производных амфетамина, которые бы подавляли аппетит, но не оказывали действия на центральную нервную систему. Увы, все эти благие цели остались нереализованной мечтой, потому что на самом деле новые полученные при этом продукты оказались соединениями, еще более опасными для здоровья человека.
Немало работ по изготовлению сложных фармацевтических препаратов выполнили химики известной швейцарской фирмы «Сандос». В середине нашего столетия несколько сотрудников фирмы занимались разработкой новых лекарств, синтезируемых из алкалоидов, содержащихся в спорынье. Однажды они почувствовали головокружение, сопровождаемое странными галлюцинациями. В этот день был синтезирован диэтиламид лизергиновой кислоты, который очень быстро приобрел печальную известность как ЛСД. Швейцарские химики обладали достаточно высокой квалификацией, очень осторожно обращались с ядовитыми веществами, поэтому в организмы этих людей попали буквально следы ЛСД. Появление галлюцинаций даже при таких количествах объясняется чрезвычайно высокой активностью нового препарата. В этой активности и таится главная опасность ЛСД как психотропного препарата, хотя в самом начале об ЛСД говорили как об абсолютно безвредном соединении. Наркотический эффект достигается приемом миллионных долей грамма (10-6 г) ЛСД, и поэтому этот препарат вполне можно распространять очень малыми порциями, которые не всегда удается обнаружить без специальных приборов. Вот почему в принципе любой уличный продавец может спокойно торговать этим смертоносным товаром.
Психотропные вещества воздействуют на нервную систему человека и вызывают изменения в его сознании. Имеется много примеров того, как под влиянием наркотиков люди сводят счеты с жизнью и даже совершаются массовые самоубийства. Подобные происшествия очень скоро становятся достоянием гласности, средства массовой информации никогда не обходят их вниманием. Но кто пробовал подсчитать, сколько несчастных ежедневно расплачиваются своей жизнью за регулярный прием наркотиков, а иногда и за единственную, но гибельную для организма дозу «белой смерти». Особенно удручает, что жертвой этого порока оказывается в первую очередь молодежь. Предаваясь пагубному увлечению наркотиками, молодые люди впустую растрачивают не только собственные нравственные и физические силы, но и подвергают опасности свое потомство. Осознав, какую угрозу для здоровья целых народов несет злоупотребление наркотиками, правоохранительные органы самых разных стран вступили на путь беспощадной борьбы с преступниками, промышляющими изготовлением и сбытом смертельного товара. Эта борьба ведется не только с целью сохранить здоровье населению. Она направлена и на уменьшение прямого материального ущерба от наркомании, потому что очень часто одурманенные жертвы наркомании после инъекции или «затяжки», готовы пойти на любое преступление, лишь бы обеспечить себе очередную порцию наркотической отравы.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.