Приготовление акварельных и масляных красок
Из пигментов можете приготовить акварельные и масляные краски.
Акварельные краски состоят из пигментов и связующих веществ, которые способствуют равномерному распределению краски на бумаге. Акварельные краски смываются водой, поэтому связующие вещества должны быть легко растворимы в воде.
В состав связующих веществ входят: а) клеющие вещества (гуммиарабик, декстрин, лиственничный клей, вишневый клей и др.),
б) вещества, способствующие лучшему наложению акварельных красок на бумагу и долгому хранению (мед, патока, сахар, глицерин и альбумин). В качестве дезинфицирующего вещества в краску добавляется карболовая кислота (фенол).
Гуммиарабик — растительная смола в виде прозрачных комков светло-желтого цвета, хорошо растворяется в горячей воде (в отношениях 1:1). Клеющая способность у гуммиарабика хорошая.
Лиственничный клей приготовляется из древесины лиственницы.
Декстрин — порошок светло-желтого или белого цвета, приготовляемый из крахмала.
Вишневый клей собирается с вишневых и сливовых деревьев, имеет коричневую окраску, слабо растворяется в воде (только в свежем виде). При действии кислот нейтрализуется и переходит в раствор, применяемый для приготовления акварельных красок.
Альбумин относится к белковым веществам, получается из очищенного от желтка и клетчатки яичного белка, высушенного при 50 °С.
Патока получается из крахмала. Она создает на картине прочную пленку и предохраняет краску от быстрого высыхания.
Глицерин употребляется для образования эластичной пленки, а также для длительного сохранения красок.
Краски могут быть трех видов: твердые (плитки), полутвердые (паста) и полужидкие (тюбики).
Существует много рецептов для приготовления акварельных красок, но мы остановимся только на тех, которые доступны для изготовления в школе или дома.
Качество красок во многом зависит от пигментов. Некоторые пигменты подвергаются обесцвечиванию от солнечных лучей, поэтому картина, нарисованная такими красками, выцветает. Картина, нарисованная берлинской лазурью, от действия солнечных лучей бледнеет, но, будучи внесена в темное помещение на некоторое время, приобретает свой прежний вид.
Очень хорошим материалом являются природные минеральные охры различных цветов, цинковые кроны и белила, коричневый, красный и другие марсы.
Сначала приготовьте твердые акварельные краски.
Предварительно растворите декстрин в воде, для этого в фарфоровую чашку налейте 6 мл воды и насыпьте 7 г декстрина, тщательно смешайте и нагрейте на слабом огне до полного растворения. Следите, чтобы не подгорел декстрин. Если у вас декстрин комковатый, то его предварительно разотрите в порошок в ступке. К полученной массе добавьте 6 г крахмальной патоки или меда и 5 капель 5-процентного раствора карболовой кислоты. Всю массу растирайте в ступке до тех пор, пока она станет однородной и без крупинок. Особенно обращайте внимание, чтобы в краску не попали примеси.
В связующее вещество прибавьте пигмент того цвета, краску которого вы хотите получить. На 1 часть связующего вещества берите 2 части пигмента. Снова хорошо разотрите массу в ступке до сметанообразного состояния, после чего переложите в фарфоровую чашку и нагревайте до 35-40 °С. Через некоторое время краска начнет густеть; когда она примет состояние густого теста, выложите ее шпателем на гладкое стекло и сформуйте в виде отдельных четырехугольных плиток. В таком состоянии оставьте плитки на несколько дней.
Быстрее твердеют плитки, если в составе связующего вещества гуммиарабик или вишневый клей.
При наличии гуммиарабика или вишневого клея можете использовать следующий рецепт: 4 весовые части 50-процентного раствора гуммиарабика, 8 весовых частей 50-процентного раствора декстрина, 2,1 весовой части патоки или меда и 5 капель 5-процентного раствора карболовой кислоты. (Вместо гуммиарабика можно использовать вишневый или лиственничный клей.)
Полусухие краски также состоят из пигментов и связующих веществ.
Для приготовления этого вида красок поступайте следующим образом: возьмите 7 мл 50-процентного раствора гуммиарабика, 7 мл безводного глицерина, 2 г патоки или меда и 5 капель 5-процентного раствора карболовой кислоты.
Процесс приготовления полусухих акварельных красок начинается с растворения связующих веществ и их смешивания, затем продолжительного растирания в ступке, как это было описано при приготовлении твердых красок.
Когда связующее вещество готово, смешайте с ним красящий пигмент. Для синего кобальта, коричневого, оранжевого и красного марса, желтого кадмия, английской красной окиси хрома берите на одну часть пигмента одну часть связующего вещества. Для зелени, желтого марса, свинцового и цинкового крона, берлинской лазури и охры возьмите 78-80 % связующего вещества и остальное — красящий пигмент.
Готовую массу слегка подсушите при температуре 40-50 °С до желаемой густоты.
Процесс приготовления полужидких красок тот же, что и твердых, но готовую массу краски не нужно сушить.
Полученные краски разлейте по маленьким скляночкам.
Кроме акварельных красок, вы можете приготовить масляные краски.
Масляные краски готовятся довольно просто — для этого только нужно иметь хорошо очищенное, светлое льняное масло, идущее для художественных работ. Масло это можно приобрести в магазине, торгующем художественными акварельными и масляными красками или в магазине химических товаров.
Для приготовления масляных красок поступайте следующим образом: насыпьте красящий пигмент, например желтый крон, в небольшую ступку и хорошо разотрите пестиком, затем тонкой струей или каплями добавляйте масло, продолжая растирать массу. Следите за тем, чтобы не было комков и крупинок и слишком много масла. Растирать нужно до тех пор, пока краска не примет вид сметаны средней густоты, после чего шпателем уложите краску в баночку.
Масляные краски могут храниться в хорошо закрытых сосудах довольно продолжительное время.
Если краски сильно загустеют, то их перед употреблением растирают с маслом.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.