Сердце электромобиля

Обычно молчаливо предполагается, что энергию электромобилю сообщает аккумулятор. И ничто иное. Если вспомнить еще о неравномерности потребления электроэнергии, то опять же аккумуляторный электромобиль был бы очень кстати. Весьма привлекательно было бы запасать для транспорта энергию малозагруженных по ночам электростанций, чтобы днем использовать ее в электромобилях.

Поговорим, однако, об аккумуляторах подробнее.

Однажды автору довелось побывать в Саратове. И наблюдать там все процессы, сопровождающие изготовление аккумуляторов.

Вот оператор нажал на кнопку, и стальная гусеница пришла в движение. Перед глазами замелькали металлические стержни, но уследить за отдельными операциями, которые выполнял автомат, было просто невозможно.

Мне демонстрировали конструкторское чудо. Механизировать сборочные операции в машиностроении удается обычно с трудом, а тут 22 ротора, соединенные в слаженный ансамбль, без вмешательства человека могут выдавать готовые аккумуляторы.

К тому же автоматическая линия АРТ-1 сама контролирует свои действия: при малейшей заминке на аварийном табло зажигаются сигнальные лампочки.

А какая скорость! Четыре такие линии, созданные учеными и конструкторами Саратовского научно-исследовательского института химических источников тока (НИИХИТ), способны заменить целый завод по производству щелочных аккумуляторов.

АРТ-1 занимает около ста квадратных метров площади, обслуживает ее всего лишь один оператор и трое рабочих. Традиционный завод — это целая цепочка цехов со множеством людей. Взять хотя бы изготовление электродов − важнейшей детали аккумуляторов. Прежде в НИИХИТе над этой операцией трудилась бригада из четырех человек. Один взвешивал электродную массу, Другой засыпал ее в форму и разравнивал, третий прессовал, четвертый контролировал готовое изделие. За смену успевали сделать максимум тысячу электродов. А блок роторов АРТ-1 выдает тысячу электродов за полчаса.

Создать дешевый, легкий, надежный и пригодный для массового выпуска щелочной аккумулятор, автоматизировать процесс их производства − проблема огромной важности. Она в значительной мере решена учеными и конструкторами НИИХИТа.

Передо мной лежат как память о тех днях изящные металлические изделия размером с детскую ладошку. В миниатюрную «тарелочку» с перфорированным дном впрессовывается активная масса электродов. Вот и они: сероватый − никелевый, фиолетовый − железный, коричневый − кадмиевый. Эти «таблетки», разделенные тончайшими, пропитанными электролитом пористыми прокладками толщиною в сотню микрон, укладываются в стопку одна на другую. Основа аккумуляторной батареи готова.

Саратовская новинка прошла серьезную проверку. «Таблетки» испытывали на электромобилях и тракторах, троллейбусах, на объектах связи, в автохозяйствах.

«Таблеточные» аккумуляторы запатентованы в целом ряде промышленно развитых стран.

Рассказывает Лев Столяренко, кандидат технических наук, руководитель работ по источникам тока для электромобилей (НИИХИТ):

− Говорят так: аккумулятор − сердце электромобиля. Сравнение, может быть, не самое оригинальное, но верное. Сердце это должно быть, естественно, крепким и выносливым. Сейчас судьба электромобилей зависит именно от таких аккумуляторов. Шасси, двигатели, система регулирования — все это есть, но пока нет еше идеального аккумулятора с удельной мощностью 200 ватт на килограмм веса − это параметры двигателя внутреннего сгорания. У наших «таблеточных» никель-железных аккумуляторов мощность в 4-5 раз ниже…

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Опубликовано 28 Мар 2013 в 19:21. Рубрика: Гальваника. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.